Государственная Дума утвердила штрафы для автомобильных перевозчиков из ЕАЭС, нарушивших правила каботажа

25 февраля 2025 г.15:54

В России вводят штрафы за нарушение условий каботажных грузоперевозок

Росавтодор

Во вторник, 25-го февраля, Государственная Дума приняла сразу во втором и третьем чтениях законопроект, который вводит штрафы за нарушение условий каботажа для автомобильных перевозчиков из стран ЕАЭС. Правда, что интересно, этот законопроект должен вступить в силу с 1-го сентября 2025-го года. То есть, получается, штрафы за нарушение условий каботажа начнут взимать только с 1-го сентября, в то время как сами каботажные перевозки по территории России должны быть разрешены транспортным компаниям из ЕАЭС уже с 1-го марта текущего года.

Итак, напомним: на данный момент каботажные автомобильные перевозки грузов на территории России полностью запрещены. Однако еще в конце 2022-го года был принят закон, который разрешает иностранным перевозчикам выполнение до трех последовательных каботажных доставок, но только в том случае, если эти иностранные перевозчики зарегистрированы в одной из стран Евразийского экономического союза (Беларусь, Казахстан, Армения или Кыргызстан).

Правда, для них предусмотрели довольно жесткие правила каботажа.

Помимо ограничений на количество каботажных перевозок в течение одного рейса (не более трех), установлен также максимально допустимый срок на их выполнение — не более семи календарных дней с момент прибытия и разгрузки на территории РФ.

При этом на каждую такую перевозку необходимо будет получать соответствующее разрешение от Ространснадзора, обосновав при подаче заявки логическую последовательность маршрута и приложив все необходимые подтверждающие документы, например международную товарно-транспортную накладную, оформленную на доставку груза на территорию России, иностранные разрешения от других государств и пр.

Кроме того, потребуются подробные сведения о самой предполагаемой каботажной перевозке, в том числе о виде перевозимого груза, поскольку каботажные перевозки опасных грузов и для компаний из ЕАЭС по-прежнему будут запрещены.

В соответствии с принятым сейчас законопроектом, штраф за нарушение всех этих правил каботажа составит от 100 тыс. до 150 тыс. рублей. Выполнение же любых каботажных перевозок на территории России перевозчиками из стран, не входящих в ЕАЭС, по-прежнему будет наказываться на сумму от 150 тыс. до 200 тыс. рублей.

Однако вот что интересно: закон, разрешающий компаниям из ЕАЭС каботажные перевозки, вступит в силу с 1-го марта 2025-го года, в то время как штрафы за нарушение условий каботажа смогут взимать только с 1-го сентября 2025-го года.

Похожая неразбериха наблюдается и с другими документами. Так, постановление Правительства РФ о контроле за осуществлением каботажных перевозок начнет действовать с 1-го марта 2025-го года, а приказ Министерства транспорта РФ о составе сведений, указываемых в заявке на разрешение каботажа, — с 1-го сентября 2025-го года.

Поэтому в такой ситуации не совсем понятно, смогут ли перевозчики из ЕАЭС с 1-го марта приступить к каботажу на территории России и если да, то каким образом будет работать механизм в течение первых месяцев — до 1-го сентября.

Как рассказали в Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков (БАМАП), накануне белорусская сторона обратилась с разъяснениями в Министерство транспорта РФ и сейчас ждет ответа от компетентного ведомства.