Работают ли действительно новые правила автоматического весогабаритного контроля?

18 мая 2021 г.15:23

Как работают новые правила автоматического весогабаритного контроля

Пресс-служба «ИТС-Сибирь»

По сути, в январе этого года изменились правила прохождения автоматического весогабаритного контроля. Если прежде водитель, попавшийся на превышении, был волен и дальше продолжать свой путь, то теперь закон предписывает ему остановиться и попытаться устранить нарушение. Вот только будут ли такие правила действительно работать в российских условиях? Разобраться в этом нам помог Евгений Лагерной, инженер по БДД и охране труда эксплуатации транспорта ГК «CRAFTER».

Вообще, то, как автоматический весогабаритный контроль еще до недавнего времени был организован, плохо соответствовало заявленной цели — сохранению дорог от разрушения.

С одной стороны, конечно, крупные штрафы уже сами по себе являются довольно действенной мерой, чтобы если не полностью «ликвидировать», то хотя бы значительно снизить число перевозчиков, сознательно идущих на перегруз.

Однако с другой, на тех, кто уже оказался с превышением на дороге, действовавшая система, по сути, просто закрывала глаза.

В том смысле, что в конечном итоге нарушители, естественно, получали свое «письмо счастья» (а может, даже и не одно), но ведь все равно продолжали свой путь и таким образом могли проследовать, продавливая дорожное полотно, хоть через всю страну (если, правда, «посчастливится» не встретить стационарный контроль).

Иными словами, дороги все равно страдали и какого-то отсева нарушителей после автоматического взвешивания не происходило.

В январе этого года такой отсев попытались ввести…

А именно: с 17-го января этого года вступил в силу закон, который в числе прочего обязал дорожников монтировать на каждом автоматическом пункте весогабаритного контроля электронное табло, а водителей грузовиков — съезжать с дороги, если на таком табло появилась информации о превышении габаритов.

В соответствии с законом, водитель, увидев предупреждение на табло, должен остановиться в ближайшем разрешенном месте за пределами проезжей части и «принять меры по устранению выявленного превышения».

То есть документ, по сути, способствует тому, чтобы попавшийся на нарушении грузовик не смог продолжить свой путь, продолжив тем самым одновременно разрушать дороги.

Но может ли такой принцип действительно работать?

На самом деле бывает, наверное, только одного типа ситуация, когда выявленное нарушение можно относительно легко и без особых затрат устранить в пути.

Это если, например, в дороге произошло смещение груза и образовалось небольшое превышение по осям.

В случае же, если груз изначально взят с перевесом или с большими, чем допустимо, параметрами, водителю остается два варианта, объясняет Евгений Лагерной, представитель ГК «CRAFTER»: первый — оформление специального разрешения на проезд с компенсацией вреда дорогам, второй — перегрузка «лишнего» в другое транспортное средство.

При этом два этих способа не являются взаимозаменяемыми, поскольку специальное разрешение допустимо только для неделимых грузов, которые частично перегрузить в другое транспортное средство в принципе нельзя.

Впрочем, в большинстве случаев перевозчики, если это необходимо, оформляют специальное разрешение заранее, до выхода на дорогу. Так что, по сути, остается один вариант устранения превышения — перегрузка в другой автомобиль.

Кстати, если кто-то все-таки вдруг «забыл» оформить разрешение, то ему, следующему букве закона, придется «проторчать» на дороге чуть ли не две недели, поскольку максимальный срок выдачи документа — до 11 рабочих дней.

«Получается, водитель в случае выявленного нарушения должен остановиться в ближайшем разрешенном для стоянки грузового автомобиля месте и ждать дальнейших указаний от руководства. Руководству, в свою очередь, надо будет в это время найти транспортное средство, которое находится максимально близко к нарушителю и не задействовано в другом рейсе», — отмечает Евгений Лагерной.

«Из-за больших расстояний такой процесс перегрузки может достигать до суток, а подобный рейс, помимо штрафа, принесет компании двойные расходы», — уточняет представитель ГК «CRAFTER».

Есть, однако, еще один вопрос: а где, собственно, ждать?

В требованиях к организации автоматического весогабаритного контроля нет никакого указания на обязательное обустройство специальной площадки после проезда весов, где водитель мог бы остановиться, провести первый осмотр и связаться руководством.

По-хорошему, на этой площадке были бы уместны и стационарные весы для контрольного взвешивания, поскольку автоматическое оборудование может работать с ошибками. И такие прецеденты в России уже были.

Впрочем, даже если бы организация таких площадок и была бы предусмотрена, для длительного (сутки и дольше) ожидания они бы вряд ли подошли.

В таком случае нужна специальная (лучше — охраняемая) стоянка для грузовиков, а еще желательнее — многофункциональная зона придорожного сервиса, на территории которой водитель в том числе мог бы найти магазин, кафе или что-то в этом роде.

А такие многофункциональные зоны на сети российских дорог, особенно за пределами центрального округа, не так уж распространены.

«Исходя из российских реалий, далеко не всегда сразу за рамками весового контроля есть специальные площадки для остановки машины с целью устранения нарушения, — подчеркивает Евгений Лагерной. — Дорожная инфраструктура нашей страны еще далека от совершенства, и на практике водителю для остановки машины придется проехать несколько километров, а то и несколько десятков километров».

Кстати, все эти десятки километров он, опять-таки, продолжит разбивать дороги, о которых, собственно, и заботится весогабаритный контроль.

И главное: а кто будет следить за тем, остановился ли водитель?

«Автоматический контроль за выявленными нарушениями в дороге установить невозможно, так как постановления об административных правонарушениях выносятся не сразу, а через несколько дней, когда транспортное средство окажется уже далеко от того места, где нарушение было зафиксировано», — отмечает Евгений Лагерной.

При этом в ситуации, когда контроль отсутствует, а на другой чаше весов — срыв сроков доставки и рост расходов, слишком велик соблазн для водителя просто продолжить рейс, невзирая на какие-то дополнительные требования.

Таким образом, выполнение новых правил остается полностью на совести перевозчиков, а это значит, что основная нагрузка снова ложится на тех, кто добросовестно выполняет свою работу.

В то время как они и без того принимают все необходимые меры, чтобы избежать перегруза, еще до выезда в рейс.

«Основной посыл при инструктаже водителей остается прежним: это недопущение перевеса при выезде, — говорит Евгений Лагерной. — Для этого водитель обязан контролировать процесс загрузки, правильного распределения груза и взвешивания автомобиля перед выездом в рейс. Только с таким подходом мы можем избежать дальнейших проблем, в том числе и лишних расходов».

P.S. А вот так выглядит весогабаритный контроль на некоторых дорогах Австрии. Но для его организации, конечно, требуются бОльшие расходы, чем просто на установку информационных табло.