Правительство РФ наконец-то отдало на ратификацию соглашение с Беларусью об отказе от разрешений «в/из третьих стран»

18 февраля 2025 г.13:00

В России отдали на ратификацию соглашение с Беларусью о безразрешительной системе грузоперевозок

Официальный телеграм-канал ФТС РФ

В Государственную Думу РФ внесли на ратификацию соглашение о переходе на безразрешительную систему автомобильных перевозок с Беларусью. Документ, который в том числе предусматривает поэтапный отказ от разрешений «в/из третьих стран» при выполнении грузовых перевозок между двумя государствами, с белорусской стороны уже ратифицирован. Однако он сможет вступить в силу только после того, как его полностью одобрят в России. При этом на данный момент положения соглашения уже должны были бы применяться.

Напомним: соглашение, о котором сейчас идет речь, было подписано между представителями России и Беларуси еще в августе 2023-го года. Вскоре после этого Беларусь в довольно сжатые сроки, уже к концу 2023-го года, ратифицировала документ, в то время как в России с этими действиями не очень-то спешили: лишь в конце октября 2024-го года проект соглашения вынесли на актикоррупционную экспертизу и только несколько дней назад, 14-го февраля, документ внесли на рассмотрение нижней палаты парламента.

В целом, соглашение содержит довольно значимые изменения для выполнения автомобильных грузовых перевозок между Россией и Беларусью. Если на данный момент перевозчикам из двух стран уже не нужны разрешения для осуществления двусторонних и транзитных перевозок, то в соответствии с документом к 1-му января 2030-го года они будут избавлены и от необходимости получения разрешений «в/из третьих» стран.

Правда, этот отказ должен происходить поэтапно.

Так, по идее, еще с 1-го января 2024-го года должна была отпасть необходимость получения разрешений «в/из третьих стран» при автомобильной доставке грузов с территории или на территорию Албании, Боснии и Герцеговины, Северной Македонии, Сербии и Черногории, а с 1-го января 2025-го годас территории или на территорию государств, входящих в СНГ.

Далее, с 1-го января 2026-го года предусмотрен отказ от разрешений «в/из третьих стран» при выполнении грузовых перевозок с территории или на территорию Великобритании и стран Евросоюза (за исключением Австрии, Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Франции, Польши, Финляндии, Швеции, Чехии, Литвы, Латвии и Эстонии), а с 1-го января 2028-го годапри автомобильной доставке грузов третьих государств между Россией и Беларусью.

А вот с 1-го января 2030-го года Россия и Беларусь должны уже полностью перейти на безразрешительную систему грузовых перевозок.

Помимо положений об использовании разрешений «в/из третьих стран», соглашение также предусматривает отмену для белорусских и российских перевозчиков различных налогов, сборов и платежей, связанных с владением и использованием транспортных средств. Обязательной останется только плата за проезд по платным дорогам, в том числе в рамках систем, предназначенных именно для грузовых автомобилей (как, например, система «Платон» в России).

Кроме того, документ регламентирует возможность выполнения каботажных перевозок между Россией и Беларусью.

А именно: каботажные перевозки грузов по территории России и Беларусь перевозчикам из этих двух стран разрешаются в том случае, если речь идет о реализации инвестиционных проектов или о выполнении строительно-монтажных работ.

Еще одной причиной для каботажа является порядок, который с 1-го марта 2025-го года должен вступить в силу в России для всех перевозчиков из ЕАЭС. В соответствии с этим порядком, напомним, перевозчики из ЕАЭС, в том числе и из Беларуси, могут выполнить до трех каботажных перевозок по территории России при условии, если транспортное средство изначально прибыло груженым в РФ и на его перемещение получено разрешение от Ространснадзора.

Таким образом, можно предположить, что после ратификации соглашения похожие послабления для каботажа будут действовать и на территории Беларуси для перевозчиков из России.

Правда, когда именно соглашение будет полностью ратифицировано, пока сказать сложно. После того как документ будет одобрен российским парламентом, его еще должен утвердить президент РФ.