Портовые сборы в створе Северного морского пути могут вырасти в 10 раз

22 апреля 2025 г.10:36

Портовые сборы в створе Северного морского пути могут вырасти в 10 раз

Пресс-служба «Росатома»

Портовые сборы в арктическом бассейне, через который проходит Северный морской путь (СМП), могут вырасти в 10 раз. Об этом в ходе совещания по развитию Трансарктического транспортного коридора заявил министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. По его словам, причиной такой динамики является подорожание дноуглубительных работ, в которых арктические порты испытывают постоянную потребность. При этом России не хватает собственного дноуглубительного флота, из-за чего она вынуждена обращаться к китайским партнерам. Одновременно для развития Северного морского пути необходимо строительство автомобильной и железнодорожной инфраструктуры, поскольку только треть арктических портов имеют железнодорожное сообщение.

«В ходе совещания обсуждались вопросы развития потенциала как морской, так и речной логистики, а также строительства флота в том числе для проведения дноуглубительных работ. Потребность в дноуглублении ежегодно растет, при этом применяемые сегодня решения, такие как аренда флота у зарубежных судовладельцев, привели к резкому росту стоимости работ — в 6 раз в 2024-м году. Такая динамика, по оценкам, может привести к росту портовых сборов более чем в 10 раз», — говорится в телеграм-канале Правительства РФ.

Решением этого вопроса может стать формирование собственного дноуглубительного флота.

По словам Алексея Чекункова, приобретение 16 специальных судов с использованием механизмов льготного финансирования позволит существенно снизить себестоимость работ и нарастить их объемы.

Одновременно развитие Северного морского пути, который активно используется для выполнения т.н. «северного завоза» — доставки необходимых товаров и сырья в отдаленные районы страны, в принципе нуждается в наращивании своего флота.

Так, в частности, на данный момент в рамках «северного завоза» водным транспортом перевозится 3,1 млн. из 3,4 млн. тонн грузов, в процессе задействовано 444 судна. Однако усиливающийся разрыв между темпами списания судов и скоростью строительства нового флота напрямую влияет на ставки фрахта и стоимость товаров, которые доставляются в районы Арктики и на Дальнего Востока.

«С целью выработки наиболее эффективных решений Минвостокразвития совместно с Минпромторгом и Минтрансом проведут комплексный анализ состояния флота, задействованного для обеспечения северного завоза и каботажных перевозок», — подчеркивается в телеграм-канале Правительства РФ.

Кроме того, для развития Северного морского пути, который хотят превратить в один из основных транспортных коридоров не только для внутренних, но и для международных транзитных перевозок, необходимо строительство подводящей автомобильной, железнодорожной и водной инфраструктуры, поскольку только часть арктических портов имеют железнодорожное сообщение.

«Учитывая, что только треть арктических портов имеет железнодорожное сообщение, и в связи с прогнозируемым увеличением объемов перевозки грузов требуется развитие подводящей транспортной инфраструктуры. Следует обеспечить сопряжение морских портов с железнодорожным, автомобильным видами транспорта, внутренними водными путями страны», — отметил в ходе совещания помощник президента РФ, председатель Морской коллегии Николай Патрушев.

В целом, в арктическом бассейне сейчас насчитывается 14 портов общим грузооборотом около 100 млн. тонн в год (в то время как грузооборот Северного морского пути пока не достигает и 40 млн. тонн в год).

Один из интенсивно развивающихся является порт в Архангельске, используемый также для экспортно-импортных перевозок с Китаем.

«В 2024-м году через этот порт прошли 10 из 14 рейсов китайских судоходных компаний по СМП, в том числе «Арктический экспресс», двигавшийся по маршруту «Московский железнодорожный узел – порт Шанхай»», — напомнили в Правительстве РФ.

Помимо Архангельского порта, в настоящее время крупные инвестиционные проекты реализуются в Мурманске (там строится новый порт «Лавна») и Сабетте. Запланированы также мероприятия по реконструкции причалов в порту Дудинка и расширение портовых мощностей в порту Диксон.

В результате, если все инвестиционные проекты в створе Северного морского пути будут реализованы, то к 2030-му году, по базовому сценарию, грузооборот транспортного коридора вырастет до 70-109 млн. тонн.