Почти 1 тыс. грузовиков застряли на российско-китайской границе

28 октября 2021 г.17:00

Почти 1 тыс. грузовиков застряли на российско-китайской границе

Официальный портал Забайкальского края

Почти 1 тыс. грузовиков сейчас ожидают очереди, чтобы пересечь китайско-российскую границу в пункте пропуска «Забайкальск», рассказали транспортно-логистические компании ПЭК, «Рустранс-Спедишн», «Куб Логистик» и «Шатл-Логистик». При этом каждый день простоя фуры обходится перевозчикам в среднем в 40 тыс. рублей (или в 500 евро), а сроки доставки груза увеличись в три раза.

Вообще, по данным Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) на 26-е октября, в очереди на МАПП «Забайкальск/Маньчжурия» отмечалось 209 фур. Однако транспортно-логистические компании приводят другие цифры. Так, в представительстве ПЭК в Китае отмечают, что въезда через пограничный переход ожидают почти 1 тыс. большегрузов. Эту информацию подтверждает и компания «Рустранс-Спедишн».

«Дело в том, что все 1 тыс. грузовиков не находятся на границе, а рассредоточены по территории поселка Забайкальск, население которого в 18 раз меньше, чем в подмосковных Мытищах (13 тыс. 293 человека). Они припаркованы на стоянках, в придорожных кафе, на обочинах», — уточняет директор филиала ПЭК в Китае Алексей Музеев.

О том, что очереди на пограничных переходах между Россией и Китаем только увеличиваются, говорят и в Русско-Азиатском Союзе промышленников и предпринимателей (РАСПП). «Ситуация достаточно сложная, особенно для всей отрасли пищевой продукции. Некоторые члены РАСПП жалуются на то, что продукция простаивает и отдельные партии проверяются Государственным таможенным управлением по 2-3 месяца», — подчеркивает президент Союза Виталий Манкевич.

Перевозчики связывают образование очередей на пограничных переходах прежде всего с ограничениями, введенными китайской стороной из-за новой волны пандемии. «Это связано с позицией китайских властей по нулевой терпимости к COVID-19: все проверяют очень внимательно, чтобы избежать новых локальных вспышек. Китайских коллег можно понять, но в итоге такая позиция парализует торговлю», — объясняет президент РАСПП.

Еще один фактор — сезонное увеличение грузопотока в преддверии новогодних праздников, добавляет директор филиала ПЭК в Китае Алексей Музеев. Кроме того, причиной регулярных очередей является и недостаточная пропускная способность «Забайкальска».

««Забайкальск/Маньчжурия» — один из крупнейших погранпереходов между Россией и Китаем. Необходимо расширить его пропускную способность, которая сейчас составляет 360 грузовиков в день по данным ДВТУ. А на деле МАПП может принять в день до 200 большегрузов, после этого количества начинают образовываться заторы. Также важно перевести переход в круглосуточный режим работы, причем как с российской, так и с китайской стороны. Это позволит проходить границу быстрее, не создавая заторов», — отмечает генеральный директор ЗАО «Рустранс-Спедишн» Кондратий Гайкевич.

Ранее, в начале октября, для ускорения таможенных процедур на МАПП «Забайкальск» организовали работу ночных смен — с 21.00 до 09.00. Кроме того, власти Забайкальского края обратились в федеральное Министерство транспорта с просьбой ввести электронную очередь на границе. Однако реконструкция самого пункта пропуска запланирована только к 2024-му году.

«Необходимо провести реконструкцию этого и других погранпереходов с автомобильными пунктами пропуска в более ранние сроки. Только увеличение пропускной способности позволит кардинально решить проблему заторов на границе России и КНР», — убежден директор филиала ПЭК в Китае Алексей Музеев.

Как уточняют представители бизнес-сообщества, ситуация с очередями на границе с Китаем систематически обостряется каждые 1-2 месяца. Сейчас же КНР один раз в двое суток выдает квоты на 150 автомобилей для въезда в страну, подчеркивают в ПЭК.

При этом участники рынка указывают, что МАПП «Забайкальск» не единственный автомобильный пограничный переход, где очереди из грузовиков стали уже традицией. Регулярные заторы также отмечаются на МАПП «Пограничный» и ДАПП «Полтавка» в Приморском крае.

По информации директора по транспорту компании «Куб Логистик» Алексея Шляхова, в районе пункта пропуска в поселке Пограничный сейчас находятся около 250-300 грузовиков. Около 50 рефрижераторов — на частной стоянке около перехода, еще 200 — в очереди вдоль трассы.

Как пояснили в компании, можно не стоять в «живой» очереди, а подать сведения о полуприцепе инициативной группе водителей и отслеживать информацию о времени пропуска через границу по телефону.

«Но независимо от способа, сейчас тягач совершает один рейс в 20-30 дней. У рефрижераторов ожидание составляет не менее 2 недель. Только создание электронной очереди позволит всем участникам рынка быть в равных условиях, и избежать простоев автотранспорта в многодневных очередях», — убежден Алексей Шляхов.

Убытки перевозчиков

Из-за простоев на границе сроки доставки грузов из Китая автомобильным транспортом выросли сроки в среднем на 30-40 дней, говорят в «Рустранс-Спедишн». При использовании маршрута через МАПП «Пограничный» время доставки грузов увеличилось в среднем на неделю, через МАПП «Забайкальск» — в 3 раза, в среднем с 20 до 60 дней, уточняют в ПЭК.

При этом каждый день стояния фуры в очереди обходится перевозчикам приблизительно в 40 тыс. рублей (или в 500 евро).

Каждый день — это дополнительные расходы на ФОТ водителя, его проживание и питание, стоимость топлива и размещение груза на СВХ, уточняет генеральный директор ЗАО «Рустранс-Спедишн» Кондратий Гайкевич. По его словам, на протяжении трех недель более 100 машин не могут пересечь границу в МАПП «Забайкальск». То есть совокупные затраты составляют около 4 млн. рублей.

Мультисервисный оператор логистических услуг ПЭК оценивает убытки от простоев в 5 долларов за 1 куб. метр груза. Если в еврофуре грузоподъемностью 20 тонн разместить, например, 84 куб. метра груза, то убыток составит в среднем 420 долларов или 29,7 тыс. рублей.

Кроме этого, каждый день содержания груза на складе временного хранения в специально выделенном помещении для товаров, перемещаемых через таможенную границу, стоит около 10 тыс. рублей, добавляет генеральный директор «Шатл-Логистик» Никита Казаринов.

Ситуация на границе, естественно, ведет к росту цен на различные категории товаров. По данным РАСПП, за последние 3 месяца только продукция сельского хозяйства подорожала на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причина — отсутствие гарантий поставок.