Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу до конца 2021 года

По данным Росстата: средние розничные цены за бензин впервые снизились после двух месяцев роста

10 сентября 2021 г.10:51

Розничные цены за бензин впервые снизились после двух месяцев роста

pxhere.com

Средние розничные цены на бензин в России с 30-го августа по 6-е сентября впервые снизились на 0,31% после того, как восемь недель подряд росли выше инфляции, ссылается ТАСС на данные Росстата. При этом с начала года темпы их роста все равно значительно превышают инфляцию.

Так, с начала года средние розничные цены на бензин поднялись на 6,35% при инфляции на уровне 4,75%. В свою очередь, дизельное топливо дорожает чуть меньшими темпами (на 4,09%), которые пока официальную инфляцию не опережают.

В Министерстве энергетики отметили, что ценовая ситуация на рынке топлива улучшается в связи с тем, что нефтяные компании, несмотря на продолжающиеся ремонты нефтеперерабатывающих заводов, полностью исполняют свои обязанности по насыщению внутреннего рынка. «Динамика поставок топлива на биржевые торги стабильно превышала утвержденные нормативы. Вследствие этих факторов оптовые и розничные цены внутреннего рынка перешли к снижению», — констатировали в ведомстве.

Вместе с тем, напомним, в течение нескольких месяцев нефтяным компаниям «угрожали» запретом на экспорт бензина, а недавно вице-премьер Александр Новак, курирующий топливно-энергетический комплекс, заявил, что после долгих договоренностей нефтяники все-таки сами практически до нуля сократили экспорт.

Отметим также, что все это время, с начала года, упорно росли оптовые цены на топливо (по оценкам Shell, рост составил 25-30%), сейчас они как раз таки дошли до максимального предела, перешагнув который компании рискуют остаться без выплат по демпфирующему механизму.

Недельная динамика

Как показывают данные Росстата, средние потребительские цены на бензин в России с 30-го августа по 5-е сентября 2021-го года снизились на 15 копеек и составили 48,93 рубля за литр.

Так, стоимость бензина марки АИ-92 уменьшилась на 17 копеек, до 45,99 рубля за литр, АИ-95 — на 16 копеек, до 49,82 рубля за литр, АИ-98 — на 8 копеек, до 57,57 рубля за литр. В свою очередь, дизельное топливо подешевело на 7 копеек, до 50,62 рубля за литр.

Снижение цен на бензин зафиксировано в 68 региональных центрах: наиболее значительное — в Уфе (на 0,9%), Орле и Оренбурге (на 0,8%).

При этом в 11 субъектах все-таки был отмечен рост цен на бензин: в частности, в Грозном — на 1,2%, в Кызыле — на 1%. В Москве бензин подешевел на 0,4%, в Санкт-Петербурге — на 0,5%.

АЗС под риском массового банкротства

Вместе с тем рост розничных цен на топливо вообще не соответствует росту оптовых цен. По словам директора по развитию и операционному управлению сети АЗС Shell в России Виталия Маслова, если оптовые цены с начала года увеличились на 25-30%, то розничные — только в районе 6%.

Как следствие, АЗС уже более полугода работают на грани доходности или вообще с отрицательной маржой, а независимые операторы, у которых нет тыла в виде добычи, переработки, экспорта и пр., и вовсе рискуют обанкротиться. «Ту маржу, которую мы генерируем в топливном бизнесе, ее недостаточно, чтобы покрыть даже расходы», — подчеркнул Виталий Маслов.

«В такой ситуации бизнес чувствует себя очень некомфортно. На длинном плече, я думаю, может начаться элементарная череда банкротств», — отметил он, уточнив, что на независимых игроков приходится до 2/3 всей топливной розницы.

Виталий Маслов также рассказал, что по доходности АЗС бьют и высокие ставки эквайринга: расходы на него составляют до 20% от топливной маржи.

По словам представителя Shell, сейчас АЗС буквально спасаются нетопливным бизнесом, в основном общепитом. Для дальнейшего же роста этого сегмента, считает Виталий Маслов, необходимо снять запрет на продажу алкоголя на заправках, который введен в России с 2011-го года. Уже сейчас нетопливная розница обеспечивает до трети доходов российских АЗС, уточнил он.

В свою очередь, такой значительный рост оптовых цен Виталий Маслов объяснил ростом цен на нефть и политикой нефтяных компаний. «Российские НПЗ экспортируют до 50% производимого дизельного топлива и порядка 15% бензина. Конечно, продавать на экспорт гораздо выгоднее. Поэтому постоянно происходит процесс подтягивания цен к уровню экспортной альтернативы», — отметил представитель Shell.