Перипетии на границе как главное событие прошедшей недели

Сегодня,09:33

Перипетии на границе как главное событие прошедшей недели

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь

Точно не будет преувеличением сказать, что основным событием прошедшей недели в транспортной и логистической сфере стало закрытие Польшей границы с Беларусью. Причем в этот раз под ограничения попали и железнодорожные пункты пропуска, хотя прежде их, несмотря ни на какие санкции, не трогали, поскольку именно через Беларусь и Польшу проходит один из основных маршрутов железнодорожной доставки товаров из Китая в ЕС. В результате, весь транспорт сейчас переместился к литовским и латвийским пунктам пропуска. И хотя поток грузов через Беларусь в последние годы значительно ослаб, решение польской стороны вкупе с началом высокого сезона в логистике обещает снова вызвать «фуростолпотворение» на границе с ЕС.

Закрытая граница

Пункты пропуска на границе с Беларусью, несмотря на наличие так и не дождавшихся своей очереди транспортных средств, польская сторона закрыла ровно в полночь с 11-го на 12-е сентября (по своему времени). Под ограничения попало как грузовое, так и пассажирское сообщение. Как автомобильным, так и железнодорожным транспортом.

Так, в частности, была остановлена работа двух до этого действовавших автомобильных переходов — «Тересполь/Брест» и «Кукурыки/Козловичи», а также железнодорожных переходов «Кузница-Белостоцкая/Гродно», «Семянувка/Свислочь» и «Тересполь/Брест».

Когда именно пункты пропуска снова откроются, вообще неизвестно. Вернее, известно, что ограничения вводятся в связи с проведением совместных российско-белорусских военных учений «Запад-2025», а сами учения запланированы на период с 12-го по 16-е сентября, однако в официальном постановлении о закрытии границы точные сроки снятия ограничений не указываются. Там значится лишь расплавчатое «до дальнейшего уведомления».

То есть: в зависимости от ситуации и того, какую угрозу для себя будет ощущать польская сторона, пограничные переходы могут возобновить работу как сразу же с окончанием военных учений, так и через месяц после них. А могут и вообще еще не скоро открыться...

Хотя что-то подсказывает (по крайней мере, в отношении железнодорожных переходов), что при благоприятном стечении обстоятельств они заработают довольно скоро. Поскольку именно через Беларусь и Польшу проходит один из основных коридоров железнодорожной доставки товаров из Китая в ЕС.

А вот автомобильных грузовых и пассажирских перевозчиков могут заставить и дольше подождать...

Впрочем, тут тоже есть один обнадеживающий нюанс: белорусы любят ездить в Польшу на т.н. «закупы» и приграничные территории Польши (например, Белосток) действительно имеют из этого выгоду. Так что, можно предположить, что в случае затягивания процесса местные власти начнут активно продавливать свои интересы.

Пока же транспортные потоки ожидаемо переместились к границе с Литвой и Латвией. И хотя в Латвии накануне тоже заявляли о необходимости закрыть границу с Беларусью и Россией, к концу первого дня военных учений подобного решения принято не было. Видимо, свою часть от возросшего транзита власти этой республики не захотели терять...

В любом случае, если сложившаяся ситуация затянется и Польша не будет спешить возобновлять работу пунктов пропуска, на границе Беларуси с Латвией и Литвой рискуют возникнуть большие очереди из большегрузов. Тем более что высокий сезон в логистике уже начался, а маршрут через Беларусь по-прежнему остается кратчайшим для перевозок со странами ЕС.