Перевозки через «Верхний Ларс» самые дешевые, но и самые рискованные: какими маршрутами везут в Россию товары из Турции?
10 сентября 2025 г.09:43

Пресс-служба ФГКУ «Росгранстрой»
Как это ни странно, но самым востребованным автомобильным пунктом пропуска в России по итогам 2024-го года оказался не МАПП «Забайкальск» на границе с Китаем, а МАПП «Верхний Ларс» на границе с Грузией. В том смысле, что именно через него был перевезен наибольший среди всех остальных автомобильных переходов объем грузов. И это даже несмотря на то, что «Верхний Ларс» находится в непростой географической локации и регулярно закрывается, причем порой даже на несколько дней. Мы в принципе и так догадываемся, почему он вдруг стал таким популярным (спойлер: через него проходит маршрут из Турции!), но подробнее об этом, а также о том, как в принципе выполняются перевозки через Грузию и чего логистам не хватает на этом пути, нам рассказала Мария Колесник. На момент интервью она возглавляла отдел сборных грузов в транспортно-экспедиционной компании «Трансимпериал».
— На самом деле, для нас маршрут через Грузию — это какие-то редкие варианты. Но в целом я понимаю, почему через «Верхний Ларс» сейчас пошел такой поток грузов.
Потому что после 2022-го года начали много товаров закупать в Турции, а маршрут через «Верхний Ларс» — это самая дешевая перевозка. Здесь есть хорошая возможность сэкономить на транспорте.
Я, например, и сама, занимаясь сборными перевозками, до 2022-го года вообще не возила через Грузию, а с 2022-го года начала использовать это направление.
Правда, как я говорила, мы довольно редко прибегаем к этому варианту — чаще используем другие маршруты. Потому что перевозки через «Верхний Ларс», конечно, дешевле, но и рискованнее. Там многое зависит от погодных условий.
Когда закрывается Военно-Грузинская дорога, всегда непонятно, как долго это продлится. А когда ограничения снимают — там такие безумные очереди!..
Плюс, через «Верхний Ларс» можно возить только определенные грузы — грузы турецкого происхождения.
— Насколько понимаю, это связано с европейскими санкциями?
— Да, формально Грузия не вводила санкции, но там следят за тем, чтобы страна не использовалась для обхода санкционного режима, а потому не пропускают через свою границу грузы, которые напрямую ввезены из Европы.
Поэтому для того чтобы в таких случаях использовать для доставки товаров в Россию «Верхний Ларс», необходимо иметь хороший сертификат турецкого происхождения.
Кроме того, перед перевозкой следует тщательно осмотреть грузы, чтобы на них не было никакого европейского следа (маркировки и т.п.), иначе, если на границе что-то подобное обнаружат, машину просто развернут обратно.
— Есть ли еще какие-нибудь дополнительные требования, например по документам, при перевозках через «Верхний Ларс»? Ощущается ли там в целом более жесткий контроль по отношению к российским грузовикам?
— Главное, как я говорила, чтобы грузы не имели прямого европейского следа. Если есть сертификат, подтверждающий турецкое происхождение, то все проходит нормально.
Из дополнительных документов требуется еще «ефратура» (турецкий инвойс). Но это на самом деле стандартный турецкий документ, его без особых проблем выдают в Торгово-промышленной палате.
Помимо этого, каких-то других требований в Грузии не предъявляют.
Какого-либо более тщательного контроля по отношению к российским грузовикам при прохождении грузинской границы тоже нет. В этом плане все спокойно: если очереди в пункте пропуска отсутствуют, то два-три стандартных дня (плюс-минус) необходимо для того, чтобы пройти границу и таможню.
— То есть, получается, основной риск при перевозках через «Верхний Ларс» заключается именно в неожиданностях погоды и больших очередях? Но ведь недавно этот пограничный переход реконструировали, после чего заявлялось, что только по грузовикам его пропускная способность выросла более чем в два раза.
— Как-то у меня ехал срочный груз через «Верхний Ларс» и как раз застрял в этой огромной очереди. В итоге, нам нужно было онлайн следить за тем, как машина проходит границу.
И, знаете, мы день-два посмотрели — и можно было сделать вывод, что пропускная возможность «Верхнего Ларса» осталась довольно низкой. Соответственно, я думаю, что в действительности там одновременно работает мало полос.
— При этом там сейчас с обеих сторон функционирует подобие электронной очереди. Помогает ли она как-то сократить заторы и ускорить прохождение границы?
— Да, электронная очередь работает с обеих сторон пункта пропуска, и с обеих сторон система бесплатная. Однако она позволяет лишь взять талон с порядковым номером в живой очереди, причем только тогда, когда водитель уже подъехал к границе.
Это сделано для того, чтобы никто не объезжал заторы и проходил границу в соответствии со своей очередностью. Но заранее забронировать себе время пересечения границы таким образом нельзя.
— Уже известно, что с 1-го октября электронную очередь, которая позволяет заранее забронировать дату и время пересечения границы, собираются ввести в «Верхнем Ларсе» с российской стороны. Как вы считаете, облегчит ли это ситуацию в пункте пропуска?
— Я думаю, что при правильном функционировании системы это действительно будет удобно. Водителю не придется физически стоять на границе. Можно будет заблаговременно взять талон и, примерно понимая, как идет продвижение, подъехать к определенному времени к пункту пропуска.
То есть: не стоять перед пунктом пропуска пять дней, а приехать и, например, постоять всего день.
Скорее всего, такой принцип действительно позволит убрать живые очереди на границе.
— Если еще говорить про перевозки через Грузию, то часто можно услышать, что там не хватает логистической инфраструктуры — складов, терминалов, перегрузочных центров и пр. С вашей точки зрения, насколько ощущается ее недостаток и есть ли вообще необходимость в развитии такой инфраструктуры?
— С учетом того, что мы не так часто возим через Грузию, нам складская инфраструктура на этом маршруте не нужна.
Мы ведь формируем сборные машины непосредственно в Турции, где проблем с поиском консолидационных складов сейчас нет.
То есть: из Турции выезжает уже полностью загруженный автомобиль. Причем даже если изначально он должен был следовать через Грузию, в зависимости от сложившихся условий (закрытие Военно-Грузинской дороги и огромные очереди в «Верхнем Ларсе») мы можем перенаправить его на другие маршруты.
Поэтому для нас в складской инфраструктуре на территории Грузии никакого смысла нет.
— В таком случае, какие еще есть варианты доставки товаров из Турции в Россию?
— Если говорить о сухопутной доставке, то это перевозки через Иран и Азербайджан.
Они, правда, выходят дороже, чем через Грузию. Плюс, сами клиенты не очень любят этот маршрут, потому что в Иране машины часто досматривают, а в процессе досмотра могут повредить упаковку, может что-то потеряться и пр.
Минус этого варианта еще и в том, что там необходимо пройти больше границ — «Турция-Иран», «Иран-Азербайджан», «Азербайджан-Россия». И везде могут быть очереди, и на каждой границе могут досмотреть…
Кроме того, у перевозчика должны быть «дозволы» всех этих стран.
Поэтому, кстати, я понимаю, из-за чего многие все равно едут через Грузию и простаивают в огромных очередях на «Верхнем Ларсе», несмотря на возможность выбрать другой маршрут. У них просто нет разрешений Ирана и Азербайджана.
Однако, что важно, через Иран и Азербайджан можно спокойно везти грузы европейского происхождения.
Еще один вариант — это паромные перевозки. Они самые дорогие — на несколько тысяч долларов, чем через Грузию. Но при этом они менее рискованные.
Да, там тоже есть зависимость от погоды, но ситуация, как правило, стабилизируется в течение пары дней.
Даже с учетом того, что, когда мы прибываем в Туапсе, наши машины стоят и ждут оформления около пяти дней, но оформления транзита, даже это получается быстрее и эффективнее, чем везти через Азербайджан и тем более через Грузию.
— Какой маршрут доставки товаров из Турции чаще всего выбираете вы?
— Мы чаще используем паром. Наши клиенты не хотят рисковать и стоять в очереди огромное количество времени. Плюс, у нас уже есть подрядчики, которые дают хорошие ставки на паром, соразмерные с маршрутом через Грузию.
Но надо понимать, что я работаю со сборными грузами, поэтому перерасход на паром разбивается на нескольких клиентов и, в итоге, на одного клиента выходит не так уж и дорого.
В любом случае, тут необходимо найти консенсус: ждать несколько дней на границе или везти паромом. И поскольку паромная перевозка все равно оказывается дороже, чем сухопутная, перенаправление транспорта на паром происходит только с согласия клиента.