Перевозчиков хотят обязать иметь собственные грузовики и своих водителей в штате
1 июля 2025 г.15:02

Росавтодор
На рассмотрение Государственной Думы РФ внесли законопроект, который должен усилить контроль за грузовыми автомобильными перевозчиками. Авторами инициативы выступили депутаты Нижегородского Законодательного собрания. Они предлагают на законодательном уровне установить для перевозчиков грузов требования иметь во владении собственные транспортные средства и привлекать к работе только состоящих в штате водителей. Считается, что это повысит налоговую прозрачность в отрасли и создаст благоприятные условия для конкуренции на рынке. Правда, эксперты отмечают, что для этого необходимо повысить контроль за уже принятыми нормами, а не вносить дополнительные.
Итак, депутаты Законодательного собрания Нижегородской области предлагают четко прописать в Уставе автомобильного транспорта, что перевозчик — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, выполняющие перевозку грузов или пассажиров «своими силами или с привлечением своих работников и с использованием транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности либо ином законном основании».
Одновременно законопроект вносит в Устав дополнительную статью с аналогичными требованиями: «лица, осуществляющие деятельность по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, обязаны при осуществлении таких перевозок допускать к управлению принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании (аренда, безвозмездное пользование) транспортными средствами водителя, являющегося работником перевозчика».
То есть: если предлагаемые изменения будут приняты, транспортные компании не смогут привлекать к перевозке водителей, оформленных по гражданско-правовому договору. Точно так же нельзя будет выступать посредником, используя для перевозки стороннее транспортное средство с водителем.
В пояснительной записке авторы законопроекта говорят о том, что сейчас большая часть перевозчиков на рынке работают по «серым» схемам.
Так, например, если на конец прошлого года в России, по данным ГИБДД, было зарегистрировано 6,95 млн. грузовых автомобилей категории N1, N2, N3, то списочная численность транспортных компаний и индивидуальных предпринимателей, работающих по ОКВЭД 49.4 «Деятельность автомобильного грузового транспорта», в 2023-м году достигала всего 495 551 человек.
Это свидетельствует о том, что к перевозке грузов массово привлекаются сторонние водители, которые не находятся в штате перевозчика, подчеркивают авторы законодательной инициативы.
Они указывают, что подобные схемы, когда водители не оформляются в штат или оформляются по гражданско-правовому договору, позволяют минимизировать налоговые отчисления, дают возможность не предоставлять водителям трудовых и социальных гарантий, «дробить бизнес» (опять-таки, для минимизации налоговых отчислений) и в целом вести недобросовестную конкуренцию, демпингуя рынок.
Одновременно такая ситуация говорит о том, что на рынке действует значительное число посредников, которые сами не оказывают услуги по перевозке, хотя и называют себя перевозчиками.
Кроме того, в случаях, когда водители не числятся в штате транспортной компании, ухудшается контроль за соблюдением ими режима труда и отдыха, что сказывается на количестве ДТП и общем уровне безопасности дорожного движения в стране, подчеркивается в пояснительной записке.
Законодательное же закрепление за перевозчиком необходимости иметь транспортные средства во владении и привлекать к перевозке своих водителей повысит налоговую прозрачность на рынке, улучшит условия конкуренции и будет способствовать снижению количества ДТП, уверены авторы инициативы.
Вместе с тем стоит отметить, что в соответствии с уже действующими нормами при оформлении транспортной накладной перевозчик должен указать, на каком основании он использует привлеченное к доставке груза транспортное средство (собственность, аренда, лизинг).
Одновременно в транспортной накладной уже предусмотрели место для «непрямого» перевозчика. То есть: в качестве перевозчика должен указываться непосредственно тот, кто будет выполнять перевозку, а тот, кто является организатором перевозки (экспедитор), вносится графу «грузоотправитель».
Именно поэтому представители рынка говорят о том, что на самом деле нет необходимости принимать новые законодательные нормы — следует просто строже контролировать уже принятые положения.
Тем более что сейчас в России думают ввести т.н. реестр перевозчиков (соответствующий законопроект прошел первое чтение летом прошлого года). В этом реестре должны будут в обязательном порядке регистрироваться все владельцы грузовых транспортных средств массой от 3,5 тонн, обозначая, на каком именно основании они владеют транспортным средством (прямая собственность, аренда или лизинг).
А поскольку аналогичное решение о создании реестра экспедиторов уже принято (он начнет действовать с 1-го марта следующего года), то вполне можно ожидать, что и реестр перевозчиков тоже будет создан. Такой шаг уже сам собой будет содействовать большей регуляции рынка и прозрачности в отрасли.