Перевозчики просят ограничить максимальный срок отсрочки оплаты за доставку груза 15 днями

10 июня 2020 г.09:53

Перевозчики жалуются на растущую задержку платежей

Автодор

Проект «Прозрачная логистика» обратился в Государственную Думу с просьбой на законодательном уровне ограничить максимальный срок отсрочки оплаты услуг по доставке груза 15 днями, сообщает издание «Коммерсантъ». На фоне пандемии и введенных из-за нее ограничений платежная дисциплина клиентов транспортных компаний сильно упала.

Так, по сравнению с прошлым годом в марте количество претензий со стороны перевозчиков на неоплату оказанных ими услуг выросло на 15,2%, а в апреле — на 27,9%. При этом средняя по рынку задержка платежа, по подсчетам проекта «Прозрачная логистика», достигает 60 рабочих дней.

В связи с этим эксперты полагают, что необходимо на законодательном уровне ограничить максимальный срок отсрочки оплаты уже осуществленных грузоперевозок, по которым нет претензий к качеству.

Такой принцип, отмечают представители отрасли, действует при госзакупках: заказчик должен расплатиться с предпринимателем в течение 15 дней. Этот срок «Прозрачная логистика» предлагает установить и для автомобильных грузоперевозок.

«Поправка в законодательстве позволит миллионам водителей и сотням перевозчиков получать зарплату без критических задержек, которые постоянно вгоняют их в долги и даже провоцируют банкротства, — подчеркивает руководитель проекта «Прозрачная логистика» Эдгар Гринберг. — Большинство крупных компаний в России на данный момент работают со сроками оплаты 60-90 дней и более, которых физически не могут ожидать большинство перевозчиков».

Как отметили опрошенные «Коммерсантом» представители рынка, проблема наиболее актуальна для малого и среднего бизнеса, однако крупные компании также фиксируют рост обращений за отсрочкой. В «ПЭК», в частности, говорят, что просроченная дебиторская задолженность компании за два месяца выросла на 40-50% по сравнению с прошлым годом.

«От такой задержки страдают не только небольшие экспедиторы и частные перевозчики в ранге ИП, но и достаточно крупные компании, — подтверждают эксперты «Прозрачной логистики». — Дебиторская задолженность, увеличивающаяся пропорционально росту бизнеса и количеству новых заказов с очередной отсрочкой, рано или поздно приводит к критическим кассовым разрывам и неспособности выполнять новые перевозки».

При этом надеяться на факторинг перевозчикам не приходится, говорит президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин. «Практика свидетельствует о том, что получить у банка средства и переуступку долга по отсроченному платежу так же сложно, как и обычный кредит, — уточняет он. — К тому же, уровень закредитованности перевозчиков весьма высок (многие уже имеют транспорт в лизинге, потребительские и иные кредиты), и все это является стоп-фактором для одобрения кредитных программ по комфортным ставкам».

Вместе с тем с началом снятия «карантинных» ограничений, уточняют перевозчики, ситуация стала меняться в лучшую сторону: клиенты начали погашать просроченную задолженность.

При этом представители рынка отмечают, что проблема задержки платежей была и в прежнее время (пандемия ее только усугубила), и полагают, что законодательно установленный срок отсрочки мог бы ее решить.

Единственное, подчеркивают в «ПЭК», отсрочка должна быть дифференцированной в зависимости от отрасли, в которой работает клиент: за доставку продуктов — короткая, товаров народного потребления — чуть больше, для сегмента fashion — еще больше и т.д.