Переход от льготного к полному тарифу «Платона» станет новым вызовом для отрасли
15 декабря 2025 г.17:28

platon.ru
С 1-го марта следующего года начнется переход от льготного к полному тарифу «Платона». На первом этапе понижающий коэффициент в формуле расчета сборов увеличат с 0,51 до 0,75, а с 1-го февраля 2028-го года его полностью исключат. При этом не стоит забывать, что на 1-е февраля 2026-го года запланирована также ежегодная индексация тарифа. По мнению директора по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуарда Миронова, это может стать новым вызовом для отрасли, увеличив общие затраты перевозчиков. Правда, транспортные компании по-разному ответят на этот вызов: одни пойдут по пути непосредственного повышения тарифов на свои услуги, а другие сосредоточатся на оптимизации логистики.
На данный момент решение о переходе к полному тарифу «Платона» уже окончательно утверждено. Его реализация начнется с 1-го марта 2026-го года, когда понижающий коэффициент в формуле расчета дорожных сборов по «Платону» увеличат с 0,51 до 0,75.
При этом в следующем году за довольно короткое время действующий сейчас тариф «Платона» в размере 3,34 рубля за километр повысится дважды, поскольку с 1-го февраля запланирована еще и его ежегодная индексация.
«Это станет новым вызовом для отрасли в условиях стремительного роста расходов на зарплаты и лизинг», — считает Эдуард Миронов.
По его словам, в последнее время доля платежей в «Платон» в структуре затрат транспортных компаний относительно снижалась, варьируясь в зависимости от маршрута от 3% до 11%, однако со следующего года этот компонент вновь начнет давить на себестоимость перевозок.
Правда, транспортные компании по-разному ответят на новый вызов, подчеркивает директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России.
«Одни пойдут по пути прямого повышения тарифов на перевозки. Другие сосредоточатся на оптимизации логистики: будут активнее бороться с порожними пробегами, снижать простои при загрузке и выгрузке, консолидировать грузы, искать обходные маршруты, жертвуя скоростью, но экономя на плате за проезд по федеральным трассам», — поясняет Эдуард Миронов.
Он отмечает, что решение об исключении льготного тарифа «Платона» будет иметь и макроэкономический эффект в виде хоть незначительного, но влияния на инфляцию — в пределах десятых долей процента. И в целом, рост тарифа станет проинфляционным фактором на ближайшие годы.
«Ведь доля транспортных издержек в цене конечного товара сильно варьируется: от 2% для дорогой продукции до 25% для дешевых грузов. В конечном счете, бремя ляжет на плечи потребителя, который опосредованно оплатит и ремонт дорог через «Платон», и инфляционные издержки, и возросшие операционные расходы перевозчиков», — заключает эксперт.
При этом стоит напомнить, что в ближайшие годы система «Платон» может столкнуться с еще более существенным изменением — расширением на региональные дороги.
Это решение еще окончательно не принято и пока только изучается на уровне Министерства транспорта. Однако в мае этого года президент РФ Владимир Путин дал соответствующее поручение Правительству, а Министерство транспорта провело уже две закупки для разработки концепции и финансово-экономической модели подобной системы.

