Отключение российских автодилеров от программного обеспечения европейских производителей становится еще одним доводом в пользу китайской техники

30 августа 2023 г.17:40

Как отключение от обновления ПО повлияло на парк транспортных компании?

foton-motor.ru

Иностранные автопроизводители продолжают отключать Россию от обновления программного обеспечения (ПО), что усложняет диагностику неисправностей и, как следствие, ремонт транспортных средств. Недавно к такому шагу в легковом сегменте прибегли BMW и Audi. Вместе с тем, как отмечают представители отечественного логистического рынка, в отношении грузовых автомобилей обновление лицензионного ПО уже давно недоступно — практически сразу после ухода европейских концернов из России. И это становится еще одним весомым аргументом в пользу закупки китайской техники.

То, что европейские производители грузовых автомобилей еще в прошлом году отказали российским автодилерам в обновлении ПО, подтверждают все опрошенные представители транспортных компаний.

«Да, абсолютно все европейские производители грузовиков, ушедшие с российского рынка, сразу же отключили доступ к своему ПО для дилеров и авторизованных сервисов. В их числе Mercedes, Volvo, Scania, MAN», — говорит Игорь Чернышев, директор по развитию бизнеса SOTA Logistic.

«То есть уже достаточно длительное время ремонт и обслуживание данных транспортных средств производится исключительно на основе накопленного российскими сервисами опыта, а также с помощью различных посреднических схем, взаимодействие по которым с каждым днем все более усложняется», — уточняет Марина Овсянникова, начальник информационно-аналитического отдела транспортно-экспедиторской компании «Модуль».

При этом Павел Лебедев, технический директор транспортной компании Delko, подчеркивает, что отключение ПО коснулось не только новых грузовых автомобилей, ввезенных по параллельному импорту, но и старых моделей.

Все больший интерес к китайской технике

В результате, как свидетельствует опрос представителей российского логистического рынка, все больше транспортных компаний, выполняя свои планы по расширению и обновлению автопарка, склоняются к отечественной или китайской технике.

Правда, с закупкой отечественных грузовиков есть проблемы. «Отечественные производители грузового автотранспорта дороже, и очередь на предзаказ может составлять от полугода до года, что неприемлемо для коммерческого транспорта», — поясняет Игорь Чернышев.

Поэтому в компании SOTA Logistic, отмечает он, присматриваются к таким китайским брендам, как FAW и FOTON, поскольку именно они сейчас больше всего отвечают критериям «цена-качество».

Если закупка новой грузовой техники осуществляется по параллельному импорту, то можно быть уверенным, что «любые ремонты и неполадки с машиной будут решаться исключительно за счет владельца транспортного средства», напоминает Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России.

«Компания, которая ввезла параллельно грузовой автомобиль, в большинстве случаев не несет ответственность за дальнейшую его работу. В то же время при покупке автомобилей, официально ввезенных в РФ, есть определенная уверенность в гарантии», — подчеркивает он.

Речь, естественно, прежде всего идет о китайских автомобилях, которые, по словам Эдуарда Миронова, сейчас «все больше приближаются к тому качеству сервиса, которое было у европейских марок».

«Поэтому при оценке рисков, связанных с использованием европейских тягачей, пришедших по параллельному импорту, или официальных российских и китайских тягачей, все больше транспортных компаний склоняются ко второму варианту», — подытоживает директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России.

То, что закупка новой техники преимущественно осуществляется за счет китайских брендов, подтверждают и в транспортно-экспедиторской компании «Модуль». «Обновляем и расширяем автопарк сейчас с помощью китайского автопрома. Пока серьезных нареканий к китайской технике нет», — отмечает Марина Овсянникова.

То же самое говорит и представитель транспортной компании Delko. «При закупке техники предпочтение отдаем китайским брендам как наиболее доступным сегодня на рынке», — рассказывает Павел Лебедев.

Избавляться от европейских моделей?

Вместе с тем до 2022-го года основу крупных автопарков в стране составляли именно европейские тягачи и грузовые автомобили, которые сейчас тоже лишены официальной диагностики неисправностей.

Правда, несмотря на это, отечественные компании все равно продолжают использовать европейскую технику и избавляться от нее не спешат.

«Безусловно, европейские тягачи, которые были приобретены ранее, в настоящее время в работе — находим запчасти, проводим диагностику по альтернативным каналам», — отмечает Марина Овсянникова.

При этом представитель «Модуля» подчеркивает, что от закупки новых европейских грузовиков транспортно-экспедиционная компания действительно отказалась. «Для нашей компании условие официального гарантийного обслуживания всегда было приоритетным, мы осознанно не используем параллельный импорт», — поясняет она.

Поскольку отключение европейской грузовой техники, которая используется в России, от лицензионного ПО произошло не только что, практически все СТО уже давно перестроились и нашли решения, которые позволяют осуществлять как глубокую диагностику, так и обновление программного обеспечения, причем на стоимость ремонта это никак не повлияло, говорит Игорь Чернышев.

«Поэтому пока нет смысла избавляться от грузовиков европейских производителей», — подчеркивает он. Тем более что, по словам директора по развитию бизнеса SOTA Logistic, «сейчас на рынке запчастей присутствует большое количество китайских аналогов для европейских брендов».

То, что отключение европейских грузовиков от обновления ПО не стало критичным, подтверждает и технический директор Delko. «Есть альтернативные варианты, позволяющие эксплуатировать технику без особых потерь в функционале», — замечает он, добавляя, что на данный момент европейский автопарк в компании работает исправно.

«По грузовым автомобилям всю работу по техническому осмотру и ремонтам для нас проводят специализированные СТО. Пока изменений в сроках и регламенте работ мы не заметили. Изменения коснулись только марок расходных материалов и запчастей», — уточняет директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России.

А как же безопасность и доверие?

В то же время, оценивая решение европейских автопроизводителей, представители российского логистического рынка называют его довольно спорным.

«Данное решение выглядит довольно спорным, так как затрагивает вопросы безопасности на дорогах общего пользования и подрывает доверие потенциальных покупателей к мировым брендам», — поясняет директор по развитию бизнеса SOTA Logistic.

«Однако кроме имиджевых издержек, каких-либо реальных проблем [это решение] не вызывает благодаря высокой грамотности российских IT-специалистов и готовности бизнеса оплачивать их услуги», — подытоживает он.