Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на 3 квартал 2020 года

Одобрено в трех чтениях: экспедиторы и перевозчики смогут с полным правом страховать свою ответственность

3 марта 2020 г.18:54

Экспедиторы и перевозчики смогут страховать свою ответственность

Экспедиторам и перевозчикам, наконец-то, на законодательном уровне предоставят право страховать свою ответственность. Соответствующий законопроект во вторник, 3-го марта, Государственная Дума одобрила в третьем, окончательном, чтении. Сейчас такие договоры страхования все равно заключаются, однако из-за несовершенства законодательства страховщики вполне могут сослаться на их недействительность.

Все из-за того, что на данный момент в нормативно-правовых актах, касающихся сферы автомобильных грузовых перевозок и транспортно-экспедиционной деятельности, нет ни слова о страховании ответственности перевозчика и экспедитора. В то время как страхование ответственности за нарушение договора в соответствии с Гражданским кодексом (ст. 932) допускается только в случаях, предусмотренных законом.

Ссылаясь на этот пункт, недобросовестные страховые компании, которые сами же в качестве своих услуг предлагают страхование ответственности экспедитора/перевозчика и заключают договоры, при наступлении страхового случая отказываются от выплат. Споры, как правило, переходят в суд, а суды при этом до сих пор, несмотря на имеющуюся позицию Высшего Арбитражного и Верховного судов, принимают различные решения.

В Постановлении Высшего Арбитражного суда от 2010-го года указывается, что страхование ответственности экспедитора/перевозчика на самом деле является комплексным, из-за чего к нему не могут применяться положения, касающиеся страхования ответственности по договору, а значит, заключение такого договора не противоречит закону. При этом в тексте документа подчеркивается, что такое толкование должно применяться и при рассмотрении всех остальных аналогичных дел.

В свою очередь, в Определении Верховного суда от 2015-го года отмечается, что участник сделки не может ссылаться на ее недействительность, если прежде своими действиями подтверждал выполнение договора. То есть, как в случае со страховой компанией, сам предлагал сделку, разработал условия ее заключения, принимал страховые взносы и пр.

Принятый уже в трех чтениях законопроект должен окончательно снять все противоречия. Он вносит изменения в Устав автомобильного транспорта и в закон «О транспортно-экспедиционной деятельности». А именно: прописывает в тексте нормативных документов, что перевозчик и экспедитор «вправе застраховать риск своей ответственности за нарушение договора».

При этом поправки содержат прямую отсылку к 932-й статье Гражданского кодекса, очерчивая тем самым то, к какому виду страхования (страхование по договору) является страхование ответственности экспедитора и перевозчика.

Подчеркнем: принятые изменения отнюдь не делают страхование ответственности экспедитора/перевозчика обязательным. Они всего лишь дают право заключать подобные договоры.

Поправки должны вступить в силу в день официального опубликования документа. Однако прежде чем он будет опубликован, законопроект еще должен принять Совет Федерации, а затем его должен подписать Президент.