Обоснование эффективности строительства в ЯНАО железной дороги будет готово летом

20 декабря 2017 г.12:40

Специалисты подготовят к середине 2018-го года обоснование эффективности проекта строительства в Ямало-Ненецком автономном округе новой 170-километровой железной дороги Бованенково-Сабетта, которая обеспечит прямой выход Северной и Свердловской железных дорог к арктическому порту Сабетта и Северному Ледовитому океану. Передает ТАСС сообщение заместителя губернатора ЯНАО Дмитрия Артюхова, сделанное во время встречи с журналистами 19-го декабря.

«Мы начинаем активное обсуждение железной дороги в Сабетту. Это является главным элементом нашей опорной зоны. Сейчас с ведущими научными организациями мы делаем технико-экономическое обоснование этого проекта, подключаем ресурсную базу, тарифные решения, бюджетные эффекты с той целью, чтобы к середине года (2018-го года) иметь на руках обоснование эффективности этого проекта для обсуждения на самом высоком уровне», — сказал Дмитрий Артюхов.

По его словам, реализация этого проекта станет логичным продолжением проекта Северного широтного хода (СШХ) и начнется после завершения строительства СШХ. «В текущей модели завершение строительства СШХ — это конец 2023-го года, до этого времени вводить магистраль Бованенково-Сабетта не стоит. Срок строительства новой дороги — максимум три года, соответственно, мы можем приступать к ее строительству в 2022-м году», — сказал вице-губернатор, добавив, что объемы финансирования проекта еще обсуждаются.

Новые возможности Саббеты

Дмитрий Артюхов отметил, что в результате запуска новой магистрали на карте северных морей России появится самый восточный порт с подведенной железной дорогой — Сабетта. «В средней и долгосрочной перспективе будет много шельфовых проектов. А если брать месторождения «Роснефти», там сотни скважин, это огромные инвестиции. Логистика будет иметь огромное значение для эффективности таких проектов», — сказал он.

По мнению властей ЯНАО, Сабетта в среднесрочной перспективе может стать пунктом снабжения и безопасности крупных проектов. «Это будет самое близкое, короткое плечо до центров экономической активности в ближайшие 10-15 лет. Известно о больших планах «Роснефти» и «Лукойла» по Таймырскому полуострову, не так давно «Роснефть» сообщала, что нашли новое месторождение в районе моря Лаптевых, там вообще нет никакой инфраструктуры. Мы понимаем, что Сабетта наша, может быть, самая крайняя точка связи портов и железных дорог», — отметил Дмитрий Артюхов.

Он подчеркнул, что при реализации проекта необходимо соблюсти интересы самых разных сторон. «Проект непростой, мы поэтому подходим к нему очень аккуратно, там много участников, интересы которых надо соблюсти, например международный консорциум «Ямал СПГ», «Газпром». Мы видим зоны жизни этого проекта без господдержки, а если в эту модель добавить еще и господдержку, то тогда экономика проекта складывается абсолютно живой, даже с запасом, и это все можно реализовывать», — сказал Дмитрий Артюхов.

Вице-губернатор добавил, что «основные бенифициары проекта — «Газпром» и РЖД — уже заинтересованы, у них идет рабочий диалог». «Газпром» не хочет иметь тупиковую железную дорогу, они понимают, что если она выходит в порт Сабетта, то они начинают на ней зарабатывать», — сказал вице-губернатор.

Порт Сабетта был построен для реализации проекта по сжижению природного газа «Ямал СПГ». «Ямал СПГ» (50,1% у «Новатэка», по 20% — у французской Total и китайской CNPC, 9,9% — у Фонда Шелкового пути) станет первым заводом «Новатэка» по сжижению газа. Проект реализуется на базе Южно-Тамбейского месторождения (полуостров Ямал) и предполагает запуск трех технологических очередей по производству сжиженного природного газа мощностью около 5,5 млн. тонн в год каждая. Сейчас введена в эксплуатацию первая очередь завода, вторая и третья очереди будут введены в 2018-2019 годах.

Северный широтный ход — железная дорога длиной 707 км, которая соединит Северную и Свердловскую железные дороги и даст возможность вывоза грузов с новых месторождений в северных районах полуострова Ямал. Стоимость проекта предварительно оценивается более чем в 200 млрд. рублей. Начало строительства запланировано на 2018-й год.