Непростой 2022 год в вопросах и ответах

24 января 2023 г.16:25

Непростой 2022 год в вопросах и ответах

Росавтодор

Прошедший 2022-й год был настолько переломным для российской логистики, а его последствия теперь так значительно будут определять все процессы в этой сфере, что про него можно говорить бесконечно долго. В этот раз мы задали несколько ключевых вопросов про 2022-й год Дильнаре Гисмятовой, руководителю отдела мультимодальных перевозок АО «Белуга Проджектс Лоджистик».

— Сложности, с которыми игроки российского рынка автомобильных грузовых перевозок столкнулись в 2022-м году, можно перечислять и перечислять... Некоторые из них за это время сгладились, некоторые, наоборот, усугубились... Какие бы трудности вы сейчас определили как основные?

— Если говорить про ключевые вопросы в сегменте автомобильных грузовых перевозок, которые сейчас нуждаются в повышенном внимании и проработке, то, на наш взгляд, это:

  • урегулирование ставок на перевозки;
  • детальное изучение и поиск альтернативных маршрутов;
  • решение проблем с техническим обслуживанием и ремонтом тягачей иностранного производства.

В 2022-м году мы действительно ясно и остро ощутили на себе, что нам «посчастливилось» жить во времена перемен или, другими словами, «in interesting times». Мы одновременно столкнулись с очередным экономическим кризисом, санкционными ограничениями, последствиями пандемии. Результатом этого стали уход международных компаний с российского рынка, приостановка деятельности ряда предприятий, заморозка многих проектов, ощутимое увеличение затрат из-за повышения цен на топливо, запчасти и пр.

Кроме того, в очередной раз актуализировался вопрос импортозамещения, особенно у производственных компаний.

— А если сравнить 2022-й год с условиями пандемии в 2020-2021 годах? Какие сложности в логистике сопоставимы за эти периоды, а что стало новым вызовом?

— На самом деле не совсем корректно сравнивать 2022-й год с условиями пандемии, поскольку последнее это временное явление и можно его рассматривать как форс-мажор. Однако если говорить о последствиях для бизнеса, то здесь очень многое зависело от самой компании, ее оснащенности, гибкости, финансовых и пр. возможностей.

Впрочем, и по поводу пандемии можно сказать, что организация работы и достижение целей в логистике в этот период тоже стало своеобразным квестом, потребовавшим смекалки, терпения, выносливости от участников рынка.

— Подорожали ли в 2022-м году услуги на перевозку грузов автомобильным транспортом? И если да, то как значительно?

— Конечно, подорожали. Рост ставок варьируется от уровня инфляции до умножения ставок в несколько раз по сравнению с 2021-м годом.

В данном случае основными факторами, которые влияют на размер ставок, являются: выбор новых или непопулярных до введения санкций международных логистических маршрутов с низким уровнем конкуренции или же вообще с отсутствием таковой (притом что себестоимость такого маршрута чаще всего выше); перегруженность популярных направлений (например, Дальний Восток); сокращение числа перевозчиков, работающих с Россией, и т.д. и т.п.

— А как изменились объемы грузоперевозок в зависимости от направления?

— Прежде всего, сильно сократился объем грузовых перевозок в северо-западном направлении. Одновременно произошла переориентация логистики на Дальний Восток, где значительно выросшая нагрузка серьезно превысила пропускную способность данного направления.

Еще одна довольно большая часть грузового потока ушла на южное направление, что способствовало развитию паромного сообщения с Турцией.

— Изменилась ли с учетом произошедших событий кадровая ситуация в сфере логистики?

— На данный момент кадровая ситуация в сфере логистики динамичная и нестабильная. Как и любая система, трудовой рынок, конечно, адаптируется к изменениям и стремится к стабильности. Однако новые вызовы в экономике, в геополитической обстановке в любом случае тем или иным образом сказываются на кадровой ситуации, и не только в сфере логистики.

— Как уход крупных иностранных игроков из России сказался на рынке автомобильных грузоперевозок?

— По-разному. Крупные перевозчики, как правило, смогли увеличить штат и объемы оказываемых услуг, открыть новые подразделения, расширить сеть своих представительств...

А вот мелкому и среднему бизнесу пришлось гораздо тяжелее. Для многих из них события 2022-го года привели к значительному сокращению объемов услуг, штата, а было и такое, что результатом меняющейся обстановки стало банкротство компании.

— На ваш взгляд, что может улучшить ситуацию в логистике в 2023-м году?

— В первую очередь, как мне кажется, со стороны государства нужна продуманная экономическая политика поддержки бизнеса в России, особенно малых и средних предприятий, в том числе и снижение налогового бремени.

— Каковы ваши прогнозы на 2023-й год? Что необходимо делать самим игрокам рынка грузовых перевозок?

— Что касается автомобильных перевозчиков, то в нынешних условиях актуальным становится наращивание собственных компетенций по ремонту и обслуживанию машин и механизмов. В 2023-м году мы ожидаем новых трудностей с поставками запчастей из европейских стран.

В целом же, для того чтобы снизить риски необходимо, во-первых, планировать закупки и транспортировку товаров заранее, а во-вторых, диверсифицировать маршруты доставки и иметь сразу несколько просчитанных альтернативных вариантов.