Итоги непростого 2022 года: «Каждая компания должна иметь несколько просчитанных альтернативных вариантов доставки груза»

11 января 2023 г.15:48

Российским перевозчикам необходимо просчитывать несколько альтернативных маршрутов

Пресс-служба «Белуга Проджектс Лоджистик»

Наверное, чуть ли не основным последствием непростого 2022-го года для российской логистики стал разрыв налаженных до этого торговых и транспортных связей и необходимость искать новых партнеров и выстраивать новые маршруты для доставки товаров. Это в том числе привело к заторам на новых направлениях, поскольку их инфраструктура не была готова к таким нагрузкам, и, естественно, к росту тарифов. О том, как российской логистике развиваться в новых условиях, мы поговорили с представителями компании «Белуга Проджектс Лоджистик» — директором по маркетингу и развитию Ярославой Цыбизовой и руководителем отдела мультимодальных перевозок Дильнарой Гисмятовой.

В 2022-м году Россия столкнулась с очередным экономическим кризисом, который на самом деле очередным для нее не является. В том смысле, что такое в новейшей истории России еще не встречалось и по некоторым своим последствиям «очередной» кризис превзошел все бывшие до него.

С российского рынка ушли крупные мировые компании, многие предприятия приостановили свою деятельность, многие проекты были заморожены, сорвались налаженные торговые связи, а с ними — пути доставки в страну необходимых товаров и вывоза экспорта, а отечественные производители как никогда остро ощутили проблемы с импортозамещением...

Последним на фоне убывающих запасов тех же комплектующих пришлось экстренно искать поставщиков для них в других странах (их сейчас называют «дружественными»), причем поставщиков, обеспечивающих соответствующее качество.

Логистика же взяла на себя нагрузку по обеспечению транспортных каналов для этих новых поставок. Нередко — на тех направлениях, которые прежде не были для нее приоритетными.

Впрочем, основной поток все-таки пошел на Китай и страны Азии, а также по южному маршруту.

«Если говорить про объемы автомобильных грузоперевозок, то они сильно сократились в северо-западном направлении. Произошла переориентация логистики на Дальний Восток и Азию, со 2-го полугодия 2022-го года она усилилась. Часть грузопотока также ушла на южное направление», — подтверждают в «Белуга Проджектс Лоджистик».

Как следствие, на южном направлении возникла необходимость развивать паромное сообщение с Турцией, а на Дальнем Востоке нагрузка сильно превысила пропускную способность существующей инфраструктуры, подчеркивают в компании. В связи с этим, в частности, серьезно увеличились сроки доставки товаров.

«Возьмем, к примеру, средние сроки доставки из Китая в Россию: к концу 2022-го года они составляли до 45-65 дней», — уточняют в «Белуга Проджектс Лоджистик».

Одновременно, естественно, выросли и ставки на перевозки. «В 2022-м году мы проследили тенденцию на увеличение стоимости доставки грузов в европейскую часть России: из Забайкальского края — на 92%, из Приморского края — на 65%, из Хабаровского края — на 58%, из Амурской области — на 47%», — отмечают в компании.

Там уверены, что в таких условиях российскому логистическому бизнесу необходимо не просто искать новые маршруты, а для снижения рисков и обеспечения интересов заказчиков иметь на вооружении сразу несколько просчитанных альтернативных вариантов, причем, по возможности, с использованием разных видов транспорта.

«Сейчас очень важно правильно подстроить деятельность компании для снижения рисков и эффективного решения проблем. Для этого прежде всего необходимо диверсифицировать маршруты и просчитать сразу несколько альтернативных каналов доставки товаров», — советуют в «Белуга Проджектс Лоджистик». Одновременно следует менять и тактику поставок — планировать закупки и транспортировку товаров заранее, подчеркивают в компании.

«Адаптируясь под данные условия, деятельность нашей компании, «Beluga Projects Logistic», направлена на поиск новых партнеров и альтернативных маршрутов, в том числе водными видами транспорта, так как, помимо транспортного парка, мы оперируем и собственным флотом», — поясняют спикеры.

В целом, отмечают они, даже к концу 2022-го года логистическая отрасль еще не до конца подстроилась под новые реалии. «По-прежнему наблюдаются сбои в цепочках поставок, которые приводят к скоплению грузов в узловых точках: на отгрузочных терминалах, государственных границах или транзитных складах», — уточняют эксперты.

Фото: пресс-служба «Белуга Проджектс Лоджистик»

Больше всего пострадали автомобильные перевозчики

«Стоит отметить, что уход из России крупных иностранных игроков сильно сказался на рынке в сегменте автомобильных грузоперевозок», — говорят в «Белуга Проджектс Лоджистик».

В то время как некоторым крупным перевозчикам в новых обстоятельствах удалось даже увеличить штат и объемы оказываемых услуг, открыть новые подразделения и расширить сеть своих представительств, малому и среднему бизнесу пришлось куда как тяжелее. «Если говорить про малый и средний бизнес, то для них нынешний кризис обернулся резким снижением объемов перевозок, сокращением штата, а нередко и банкротством», — отмечают спикеры.

При этом у автомобильных перевозчиков есть еще одна серьезная проблема — техническое обслуживание и ремонт грузовиков иностранного производства, подчеркивают эксперты.

Вместе с другими компаниями с российского рынка ушли производители грузовых автомобилей из т.н. «большой европейской семерки» (Volvo, Scania, MAN, Mercedes, DAF и др.). Как следствие, возникли сложности с поставкой необходимых запчастей и комплектующих, значительно сократилось число ремонтных мастерских и сервисных центров.

Таким образом, компаниям, чей автопарк состоит из грузовиков иностранного производства (а крупные компании чаще всего закупали именно автомобили из «большой европейской семерки»), необходимо сейчас искать альтернативных партнеров в этой сфере, наращивать собственные компетенции по ремонту и обслуживанию машин и механизмов, поясняют в «Белуга Проджектс Лоджистик».

Необходима государственная поддержка

Если подытожить, говорят в «Белуга Проджектс Лоджистик», то в сложившихся условиях отечественным компаниям для снижения рисков и эффективного решения проблем необходимо:

  • диверсифицировать маршруты доставки: иметь несколько просчитанных альтернативных вариантов;
  • планировать закупки и транспортировку товаров заранее;
  • уделять особое внимание наращиванию собственных компетенций по ремонту и обслуживанию машин и механизмов.

«На наш взгляд, повлиять на доступность логистических услуг в лучшую сторону может только продуманная экономическая политика по отношению к бизнесу в России, особенно в отношении малого и среднего бизнеса: снижение налогового бремени и, конечно же, государственная поддержка», — заключают представители рынка.