Нефтяным компаниям, которым запретили экспортировать топливо, повысят компенсационные выплаты из бюджета
27 сентября 2023 г.17:47
kremlin.ru
Правительство РФ предлагает все-таки увеличить компенсационные выплаты нефтяным компаниям в рамках т.н. демпфирующего механизма, которые еще совсем недавно, с 1-го сентября, значительно сократили. Об этом сообщил вице-премьер РФ Александр Новак на совещании президента РФ Владимира Путина с членами Кабинета министров. По его словам, такой шаг позволит насытить топливом внутренний рынок, хотя поставки топлива на внешние рынки и так в большинстве своем запрещены.
«В настоящее время для того, чтобы обеспечить долгосрочную балансировку внутреннего рынка, и для создания экономических стимулов для поставок нефтепродуктов на внутренний рынок Правительство предлагает ряд дополнительных системных мер. Первое: это корректировка параметров демпфера с учетом текущей макроэкономической ситуации. Речь идет о повышении коэффициента, который был снижен с 1-го сентября», — рассказал Александр Новак.
«Это позволит нам компенсировать разницу между экспортной альтернативой и биржевыми ценами на внутреннем рынке и повысить эффективность поставок на внутренний рынок, насытить внутренний рынок необходимыми нефтепродуктами», — отметил вице-премьер.
В качестве еще одного предложения он назвал повышение заградительной пошлины на экспорт для перекупщиков топлива.
«Второе [предложение]: ограничение так называемого «серого» экспорта, чтобы не допускать вымывания топлива с внутреннего рынка спекулянтами. Это касается в первую очередь повышения заградительных пошлин для тех перекупщиков, которые не являются производителями нефтепродуктов, а покупают их для поставки на экспорт. Мы введем заградительную пошлину, повысим с 20 тыс. до 50 тыс. рублей [за тонну]», — пояснил вице-премьер.
Демпферные выплаты и поставки на экспорт
Вместе с тем на данный момент поставки бензина и дизельного топлива на экспорт и так запрещены.
Правда, из запрета есть некоторые исключения, в том числе продажа топлива в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в рамках межправительственных соглашений, а также поставки, принятые к транспортировке «Российскими железными дорогами» или «Транснефтью» до введения запрета (то есть до 21-го сентября).
Как поясняли в свое время в пресс-службе Правительства РФ, запрет на экспорт вводится как раз таки для насыщения топливом внутреннего рынка на фоне резкого роста цен и возникавшего периодически дефицита в отдельных регионах.
Что же касается экспорта топлива, то можно предположить, что до введения ограничений его действительно могли нарастить, поскольку этому способствовали, во-первых, ослабление российского рубля и, как следствие, выгодная курсовая разница, а во-вторых, как раз таки ожидаемое снижение демпферных выплат.
С 1-го сентября демпферные выплаты из бюджета, которые были разработаны для того, чтобы компенсировать нефтяникам разницу между экспортной и внутренней ценой и тем самым усилить поставки топлива на внутренний рынок, значительно сократили.
Если прежде по бензину компенсация составляла 68%, а по дизельному топливу — 65%, то сейчас ее в обоих случаях уменьшили до 50%. По оценкам, в результате нефтяные компании совокупно недосчитались примерно 50 млрд. рублей.
В связи с этим, говорят эксперты, они могли усилить поставки на экспорт, чтобы таким образом (тем более на фоне выгодной курсовой разницы) компенсировать для себя недополученные доходы.
В то же время необходимо отметить, что основные доходы нефтяные компании получают не от экспорта топлива, а от продажи за рубеж сырой нефти и необработанных нефтепродуктов.
Однако, по словам Александра Новака, Правительство не исключает введения полного запрета на экспорт нефтепродуктов, купленных на внутреннем рынке.
«Также считаю возможным полный запрет на продажу на экспорт любых нефтепродуктов, которые куплены на внутреннем рынке и не были произведены. То есть тем самым также ограничим возможность спекулятивных поставок на экспорт», — уточнил вице-премьер.
Цены снова начали расти?
Если сразу после введения запрета на экспорт биржевая цена на автомобильный бензин снизилась в среднем на 10%, а на дизельное топливо — на 15%, то в последние два дня стоимость топлива снова пошла вверх.
Правда, повышение, по словам Александра Новака, составляет около 1-2% и является «коррекцией после резкого падения».
«В последние два дня наблюдается коррекция примерно на 1-2% после резкого падения. И это нормально, поскольку те текущие уровни, которые сейчас достигнуты на бирже, отражают реальную конъюнктуру», — отметил вице-премьер на совещании у президента.
В целом же, с 21-го сентября, когда начал действовать запрет на экспорт топлива, бензин в среднем подешевел на 20%, а дизель — на 16%.
При этом в разговоре с президентом Александр Новак подчеркнул, что рост цен на АЗС в течение года в среднем близок к уровню инфляции.
«Понятно, что у нас есть независимые автозаправочные станции, на которых в текущей ситуации сейчас цены несколько выше, чем уровень инфляции. Но на тех, которые относятся к вертикально интегрированным компаниям, ограничение цен на АЗС позволило сохранить уровень цен на уровне инфляции», — заверил вице-премьер.
В то же время в августе Росстат неоднократно фиксировал случаи, когда рост цен на топливо на АЗС в несколько десятков раз превышал инфляцию.