Не прошло и 40 лет: в НАО открыли рабочее движение по дороге, которая, наконец-то, свяжет регион с остальной Россией
29 декабря 2022 г.10:24
Пресс-служба Администрации НАО
В среду, 28-го декабря, в Ненецком автономном округе (НАО) открыли рабочее движение по дороге «Нарьян-Мар – Усинск», сообщили в Администрации региона. Эта дорога, которая строилась почти 40 лет, связывает регион с остальной частью России. До этого округ постоянного наземного сообщения с соседними регионами не имел, сейчас же местные жители, наконец-то, получили выход в Коми, а оттуда — в любую другую точку России. Если, конечно, она сама отличается транспортной доступностью...
Напомним: строительство дороги «Нарьян-Мар – Усинск» для обеспечения местных жителей круглогодичной автомобильной связью с «большой землей» началось еще в 1985-м году и без должного регулярного финансирования велось с большими перерывами.
Так, к 2015-му году, когда проект был возобновлен, из общей протяженности дороги в 217 км непроложенными осталовалось где-то около 53 км пути. Для строительства этого отрезка, наконец-то, средства выделялись из федерального бюджета.
Планировалось, что его полностью откроют в 2023-м году, однако региональные власти пообещали ускорить строительство с тем, чтобы запуск состоялся до конца 2022-го года.
Впрочем, на самом деле на данный момент работы на объекте еще продолжаются. Здесь заканчивают делать откосы и другие дорожные элементы, однако основное — дорожная одежда и мостовые сооружения — уже готово для безопасного движения.
Вместе с тем проблемы с транспортной доступностью Ненецкого автономного округа пока остаются.
Дорога «Нарьян-Мар – Усинск» должна стать частью общей с Республикой Коми трассы «Нарьян-Мар – Усинск – Печора – Ухта – Сыктывкар». Однако на территории Коми эта трасса еще полностью не достроена. Так, в частности, как сообщалось в апреле этого года, необходимо еще проложить 25 км дороги, а главное — возвести мост через Печору.
Завершение этих работ требует около 25 млрд. рублей, которых у региона нет. Из-за сложностей с финансированием реализация проекта на территории Коми в начале этого года была приостановлена.
Правда, сейчас губернатор Ненецкого автономного округа Юрий Бездудный рассказал, что в ближайшее время вопрос должен быть решен. «Мы провели переговоры с Минтрансом [РФ]. Есть понимание, что эта дорога, она должна выйти на главную транспортную систему страны, а для этого должен быть построен большой мост в Коми (мост через Печору – прим.). И сегодня уже заложены деньги на проектирование этого моста», — заявил он.
Кроме того, есть проблемы с состоянием дороги «Нарьян-Мар – Усинск» на территории НАО. Участок длиной 97 км, введенный одним из первых десятилетия назад, на данный момент уже не соответствует нормативным показателям и нуждается в реконструкции. Тем более что он имеет не асфальтобетонное, а грунтовое покрытие, что затрудняет проезд по нему во время распутицы.
Ранее глава Росавтодора Роман Новиков обещал, что этот отрезок отремонтируют за счет федерального бюджета.
В целом, дорогу «Нарьян-Мар – Усинск – Печора – Ухта – Сыктывкар» к 2026-му году должны принять в федеральную собственность.
Стоит также отметить, что стимулом для окончания работ по строительству трассы «Нарьян-Мар – Усинск» стали не столько проблемы с транспортной доступностью региона, сколько планы по развитию Северного морского пути (СМП): эта дорога как раз таки должна обеспечить выход к портам НАО, которые входят в транспортный коридор.
«Строительство инфраструктуры на материке очень важно для того, чтобы грузы могли более гибко доставляться и в район реализации крупных инвестиционных проектов, и на Северный морской путь. Здесь, безусловно, роль Ненецкого автономного округа очень велика: вас омывает три моря, эти три моря берут на себя основную нагрузку Северного морского пути. Мы, со своей стороны, будем следить за тем, чтобы реализация единого плана развития СМП шла в графике, чтобы все инфраструктурные объекты, как эта дорога, вводились в эксплуатацию в срок», — подчеркнул в ходе церемонии открытия дороги министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.