Налоговая принимает, ГИБДД, естественно, нет: все больше перевозчиков переходят на электронные транспортные накладные
15 июля 2020 г.09:00
Пресс-служба ГК «CRAFTER»
В то время, когда Министерство транспорта только готовит экспериментальные грузовые рейсы по электронным документам, а основной документ — транспортную накладную — никак не могут официально разрешить оформлять в «цифре», все больше транспортных компаний переводят свои перевозки в цифровой формат. Недавно первую тестовую перевозку по электронной накладной выполнили в ГК «CRAFTER».
Груз доставили из Перми в Подольск. Заказчиком услуг, который смог поддержать электронный обмен документами, стал ритейлер бытовой химии. В качестве платформы выбрали сервис Synerdocs.
«На данный момент из всех операторов электронного документооборота, по сути, только он и готов к работе с электронными транспортными накладными, — говорят в «CRAFTER». — Остальные либо все еще прорабатывают этот механизм, либо пока даже не взялись за это направление».
Этот факт, кстати, в компании называют одной из причин того, что задерживает внедрение электронных транспортных накладных в автомобильных грузоперевозках. Естественно, помимо того, что действующими правилами оформление транспортных накладных в цифровом формате, в принципе, не предусмотрено.
Напомним: когда-то приравнять электронную накладную к бумажной, приняв соответствующее постановление Правительства, планировали в 2018-м году, потом сроки перенесли на 2019-й год, но в прошлом году никаких таких изменений не произошло.
Правда, в конце прошлого года проект нормативного акта все-таки появился: он предусматривает, что электронные транспортные накладные можно будет оформлять «любым доступным способом и с применением любого программного комплекса», однако только через получившего допуск оператора электронного документооборота.
А в этом году Министерство транспорта уже анонсировало проведение в октябре серии пилотных перевозок с использованием электронных накладных.
«Да, мы знаем про этот пилотный проект, и желание участвовать в нем есть, но каких-то конкретных планов пока озвучить не можем, — говорят в «CRAFTER». — Однако мы в любом случаем воспринимаем его крайне позитивно: он должен ускорить внедрение электронного документооборота во внутрироссийских перевозках».
Для транспортных компаний это действительно долгожданное событие. Как минимум потому, что для перевозчиков электронная транспортная накладная сокращает срок ожидания оплаты за доставку груза.
При «цифровой» перевозке отсрочка платежа начинается с момента выгрузки и подписания документов, объясняют в компании, а не тогда, когда подписанный комплект документов придет по обычной почте. «Без электронной транспортной накладной обмен данными обычно проходит приблизительно в течение двух недель — с электронной накладной процесс ускоряется до нескольких часов», — уточняют в «CRAFTER».
Электронный документооборот, в принципе, отвечает интересам всех участников цепи поставок, считают в компании. «Грузоотправитель, грузополучатель, перевозчик, водитель — все могут в любое время и в любом месте работать с транспортной накладной и другими документами. При этом клиент может в режиме реального времени наблюдать за маршрутом и увидеть, когда товар прибыл в пункт назначения», — добавляют в пресс-службе.
Что примечательно: несмотря на отсутствие в нормативных актах, регулирующих автомобильные грузоперевозки, упоминания электронной транспортной накладной, налоговой службой этот документ в цифровом виде принимается (как подтверждение — письмо ФНС №ЕД-4-15/5364@ от 23.03.2017).
Кстати, принимать электронные транспортные накладные готовы и многие крупные страховые компании.
А потому единственный случай, когда комплект документов в бумажном виде действительно требуется, — это дорога: они распечатываются, по сути, специально для сотрудников ГИБДД.
Правда, такой порядок вещей рискует сохраниться и после того, как «цифровая» транспортная накладная будет официально разрешена. Поскольку должен быть создан единый центр по хранению электронных перевозочных документов, к которому будут иметь доступ все контролирующие органы. А это, по срокам, обозначенным Министерством транспорта, произойдет только в 2024-м году.
Однако в целом, подытоживают в «CRAFTER», распространение электронного документооборота в грузоперевозках задерживает не только законотворческая медлительность и ограниченность технических решений. В какой-то мере процесс пробуксовывает и на стороне заказчика перевозки: еще не все небольшие компании перешли на юридически значимый электронный документооборот по актам и счетам-фактурам.
Таким образом, даже некасаемо электронной транспортной накладной понадобится еще какое-то время, чтобы все игроки рынка были готовы к работе в цифровом формате.
При этом мелкие перевозчики, говорят в «CRAFTER», к внедрению электронной транспортной накладной готовы: для них это значительно сократит сроки получения оплаты за рейс, поскольку отсрочка платежа по договору чаще всего начинается после предоставления полного комплекта правильно оформленных товарно-сопроводительных документов.
«Если анонсировать наши планы, то мы продолжим цифровизацию наших бизнесов-процессов, — отмечает финансовый директор ГК «CRAFTER» Дмитрий Новиков. — В перспективе вместе с коллегами из Synerdocs мы планируем оцифровать заявку с перевозчиком в том случае, когда мы, по сути, выступаем экспедитором — организуем доставку груза не собственным транспортом. Это поможет ускорить постановку транспорта на рейс и снизит нагрузку при обработке документов».