На границе Беларуси со странами ЕС стоит почти 4 тыс. грузовиков

17 декабря 2024 г.12:27

На границе Беларуси со странами ЕС стоит почти 4 тыс. грузовиков

Государственный пограничный комитет Республики Беларусь

На границе Беларуси со странами ЕС растут очереди из грузовиков. Сейчас там стоит почти 4 тыс. транспортных средств, причем наибольшие скопления наблюдаются на границе с Польшей, свидетельствуют данные Государственного пограничного комитета РБ. Основной причиной возникшей ситуации в ведомстве, как и прежде, называют медленную работу сопредельных таможенной и пограничной служб. Правда, в Таможенном комитете РБ все-таки признают, что на рост очередей влияет и горячий предновогодний сезон в логистике.

Напомним: на данный момент на границе Беларуси со странами ЕС (Польша, Литва и Латвия) работают только пять автомобильных пунктов пропуска из 14 предусмотренных, а для грузового транспорта — четыре пункта пропуска.

Так, на границе с Латвией из двух переходов действует один («Григоровщина»), на границе с Литвой — два из шести («Каменный Лог» и «Бенякони»), а на границе с Польшей — один из шести («Козловичи»).

На границе с Польшей открыт еще один переход («Брест»), однако он предназначен только для пассажирского транспорта.

По состоянию на 10.00 вторника, 17-го декабря, на границе с Латвией в пункте пропуска «Григоровщина» скопилось 740 грузовых автомобилей, на границе с Литвой — 1 140 грузовиков (500 — в «Каменном Логе» и 640 — в «Беняконях»), а на границе с Польшей, в одном действующем переходе, — вообще 2 110 грузовых транспортных средств.

В Государственном пограничном комитете РБ ситуацию на границе традиционно объясняют медленной неритмичной работой сопредельных таможенной и пограничной служб.

По данным ведомства, за прошедшие двое суток через автомобильный переход «Козловичи» на границе с Польшей пропустили 54% от нормы, литовская сторона с пятницы, 13-го декабря, совокупно приняла лишь 18% грузовиков, а латвийские службы за выходные дни оформили 24% фур.

Вместе с тем стоит отметить, что очереди из грузовиков на границе Беларуси со странами ЕС на самом деле довольно обычное явление (особенно в высокий предновогодний сезон), поскольку именно через Беларусь проходит основной автомобильный маршрут на Европу. Прежде в такое время здесь отмечались еще большие скопления транспортных средств.

Сейчас же поток грузов, наоборот, ограничен действующим санкционным режимом в отношении РФ и РБ. Однако его пропуск существенно замедлен из-за того, что граница Беларуси со странами ЕС на фоне закрытия большинства автомобильных переходов стала т.н. «узким горлышком».

В Таможенном комитете РБ, кстати, высокий предновогодний сезон все-таки признают причиной образования очередей в пунктах пропуска, но ставят его на второе место после медленной работы сопредельных служб.

«Ситуация обусловлена, в первую очередь, неритмичной и медленной работой сопредельных контрольных служб. ... Во вторую очередь, перевозчики стараются закрыть все свои поставки по договорам до окончания года», — отмечают в ведомстве.

Добавим также, что заторы из грузовиков фиксируются и на той стороне границы. Так, например, по данным Дирекции пунктов пропуска при Министерстве транспорта Литвы, в автомобильном переходе «Медининкай» («Каменный Лог») числится 250 грузовиков, ожидающих въезда в Беларусь, а в переходе «Шальчининкай» («Бенякони») — порядка 360 фур. В среднем, водители стоят на границе более 100 часов.

При этом сегодня, 17-го декабря, в Литве запланировано обновление таможенных информационных систем (с 15:00 до 23:00 по местному времени), что в любом случае замедлит оформление транспортных средств и грузов.