На дорогах Москвы запустили «умную» систему обработки штрафов

16 января 2019 г.17:16

На дорогах Москвы запустили «умную» систему обработки штрафов

Александр Казаков/Известия

В столице начала работать нейросеть, которая обрабатывает данные со всех московских камер фотовидеофиксации. Ее запустил Центр организации дорожного движения (ЦОДД). Считается, что более точное распознавание номеров машин избавит водителей от ложных «писем счастья».

Новая система, в которую стекаются данные со всех 1 465 столичных камер, умеет самостоятельно распознавать марку и модель автомобиля по внешнему виду. «Чтобы научить программу распознавать авто, мы должны «прогнать» через нее порядка 10-15 тысяч фотографий с его изображением под разными ракурсами и углами. Потом система уже сама по габаритам и очертаниям видит, что это, например, hyundai solaris», — рассказал журналистам руководитель дирекции фотовидеофиксации ЦОДД Евгений Леглер. Если раньше номер автомобиля и его марку сверяли вручную по базам ГИБДД, то теперь это делается автоматически.

Считается, что благодаря этому водители перестанут получать чужие штрафы: нейросеть надежно страхует от ошибок. «Количество операций каждого работника сократилось более чем вдвое — с 450 до 200 тыс. в день», — отметил Евгений Леглер. По его словам, система взяла на себя все фотоматериалы с хорошим качеством изображения, люди подключаются только тогда, когда нейросеть не справляется. Например, если программа не уверена в марке автомобиля, такой материал уходит сотруднику ЦОДД.

Система станет надежным помощником и для полиции. Если нейросеть определила, что госномер машины не соответствует марке и модели, фотография сразу отправится в ГИБДД, где сотрудники начнут работать по криминальному автомобилю: обычно другие номера ставят угонщики либо те, кто использует транспорт для совершения преступлений.

Еще одна функция программы — отсеивать транспорт, который нелегально передвигается по выделенным полосам. Ведь сама камера фотографирует весь поток: и такси, и автобусы, и обычные машины. В результате на обработку сотрудникам приходила масса материалов, которые нужно было отбраковывать. Теперь все делает автоматика. По той же схеме программа проверяет и грузовой транспорт на МКАДе: раньше было необходимо вручную по базам узнавать, к какому типу относится транспортное средство. Только убедившись, что это на самом деле грузовик, можно было проверять, есть ли у него разрешение на движение по кольцу или по Москве.

Однако есть пока и сложности. Например, программа не может определять так называемые «переделки». Автоматика также не берется за люксовые спорткары, так как в Москве не так уж и много «Ламборгини» и «Феррари», чтобы набрать необходимые 15 тыс. фотографий для обучения программы. Такие задачи пока продолжат решать работники ЦОДД.

Кроме того, нейросеть нужно постоянно дообучать: чуть ли не каждый день выходят новые модели машин, которые тоже нужно фиксировать.