Министр промышленности и торговли: Одномоментно закрыть дефицит контейнеров в России невозможно

19 мая 2022 г.09:16

Одномоментно закрыть дефицит контейнеров в России невозможно

Правительство РФ

Закрыть нехватку контейнеров на российском рынке сразу невозможно. Об этом, как передает ТАСС, журналистам заявил глава Министерства промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. По его словам, одной из причин является серьезный разброс спроса от 100 тыс. до 200 тыс. контейнеров.

«Одномоментно закрыть весь объем выпадающих из оборота контейнеров невозможно. Размер спроса «гуляет» от 100 [тыс.] до 200 тыс., при этом при максимальной загрузке основной российский производитель, «Абаканмаш», на сегодняшний день производит 10 тыс. контейнеров, а в следующем году, возможно, сможет произвести 12 тыс.», — заметил глава Министерства промышленности и торговли.

По мнению Дениса Мантурова, наращивать обороты производства контейнеров в России на данный момент нецелесообразно, так как отсутствует долгосрочная перспектива производства. Одним из вариантов закрытия дефицита является закупка контейнеров в других странах.

«Другой вариант — закупать контейнеры, в том числе, в Китае. И тут вопрос не в дешевизне, вопрос в скорости. Если нужно быстро, то это единственный способ и самый, наверно, логичный. Если мы хотим и можем спрос распределить на годы, то, конечно, нам, как производителям, это будет выгоднее», — подчеркнул министр.

Напомним: из-за ухода из России крупных международных контейнерных линий на рынке образовался дефицит контейнеров. В целом, как сообщалось, рынок может недосчитаться около половины от прежнего объема тары (порядка 700 тыс. контейнеров), однако в среднем на фоне снижения грузооборота дефицит оценивается в 300-350 тыс. контейнеров.

Правда, как отмечали в «Трансконтейнере», этот дефицит будет проявляться постепенно. Первые его признаки, по оценке компании, рынок почувствует в июне (100-200 тыс. недостающих контейнеров), к июлю симптомы станут острее (300-350 тыс. контейнеров).

Бизнес тоже видит в качестве одного из вариантов выхода из кризиса закупку тары в странах Азии, главным образом — в Китае, который является лидером по производству контейнеров. Однако для этого, как отмечают представители рынка, необходимы поддерживающие действия со стороны государства: например, обнуление пошлин на ввоз новых контейнеров.

Кроме того, крупная закупка контейнеров предполагает крупные затраты, в то время как у бизнеса сейчас таких средств нет. По мнению логистических операторов, выделить необходимые средства мог бы бюджет либо сделку могла бы осуществить крупная лизинговая компания (в частности, Государственная транспортная лизинговая компания).

Еще одним вариантом решения проблемы мог бы быть заход на рынок других контейнерных линий из стран Азии. Правда, эти компании еще просчитывают свои риски от такого шага, опасаясь попасть под какие-нибудь санкционные ограничения.

В то же время в некоторых регионах уже предложили взять на себя развитие контейнерного производства. Так, в Челябинской области производство контейнеров могут организовать в рамках освоения транспортно-логистического комплекса «Южноуральский», а в Бурятии — наладить выпуск тары на Улан-Удэнском локомотивовагоноремонтном заводе.

Добавим также, что в конце апреля первый вице-премьер Андрей Белоусов поручил профильным ведомствам разработать меры для борьбы с дефицитом контейнеров. Правда, сроки выполнения его поручения тогда не уточнялись.