Министр финансов считает проект ВСМ «Москва-Казань» экономически нецелесообразным

25 декабря 2018 г.18:39

Министр финансов считает проект ВСМ «Москва-Казань» экономически нецелесообразным

Артем Геодакян/ТАСС

Экономическая целесообразность реализации проекта высокоскоростной магистрали (ВСМ) «Москва-Казань» фактически отсутствует. Об этом, как передает ТАСС, заявил журналистам первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов.

«Я скептически отношусь [к данному проекту], — сказал он. — Вопрос: будет ли здесь экономика?»

Антон Силуанов напомнил, что проект ВСМ «Москва-Гороховец» (Владимирская область, откуда поезд идет до Нижнего Новгорода) — часть ВСМ «Москва-Казань» — включен в проект Комплексного плана модернизации и расширения магистральной транспортной и энергетической инфраструктуры на период до 2024-го года.

«Даже если это будет Казань — никакой экономики абсолютно нет. Такие проекты высокоскоростных магистралей делают там, где большое скопление народа, где люди будут перемещаться. Между Москвой и Питером — я еще понимаю. Даже есть оценки специалистов, где такие проекты могут быть выгодны и могут окупать текущее содержание. Но поскольку между Казанью и Москвой действует нормальное авиасообщение, по времени все равно авиасообщение будет быстрее, чем высокоскоростной поезд, поэтому экономический смысл фактически отсутствует», — отметил Антон Силуанов.

По мнению первого вице-премьера, возможная перевозка по ВСМ грузов в контейнерах в Китай (при условии предполагаемого продления магистрали) также нерентабельна в сравнении с транспортировкой по морю или по обычной железной дороге. «Экономика не бьется — вот в чем проблема», — подчеркнул он, напомнив, что даже в Китае высокоскоростное сообщение окупается «далеко не везде».

Ранее Президент РФ Владимир Путин также «засомневался» в необходимости строительства ВСМ «Москва-Казань» и ее первого участка до Нижнего Новгорода в частности. Он предложил еще раз оценить целесообразность реализации проекта.

В октябре Владимир Путин поручил до 1-го февраля 2019-го года проработать вопрос направления прибыли РЖД вместо дивидендов на проекты магистрального плана. Правительству, кроме того, поручено до 1-го марта предусмотреть в качестве условия при выделении средств федерального бюджета на реализацию проекта по организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами, предусмотренного планом, выход на плановую операционную безубыточность эксплуатации создаваемой железнодорожной линии.

Министерству финансов совместно с Министерством транспорта до 1-го октября 2019-го года поручено дополнительно проработать вопрос равномерного финансирования транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в период 2020-2024 годов.

Протяженность ВСМ «Москва-Казань» составит около 790 км, скорость движения поездов будет достигать 400 км/ч, на трассе будут организованы остановки через каждые 50-70 км. Время в пути от Москвы до Казани составит 3,5 часа против нынешних 14 часов. Согласно плану развития магистральной инфраструктуры, первый участок ВСМ от Москвы до Нижнего Новгорода стоимостью более 620 млрд. рублей может быть введен в эксплуатацию до 2024-го года. Общий объем инвестиций в ВСМ «Москва-Казань» Министерство транспорта РФ оценивает в 1,7 трлн. рублей.