Министерство транспорта доработало законопроект о смешанных перевозках

29 мая 2020 г.10:38

Министерство транспорта доработало законопроект о смешанных перевозках

youtube.com

Министерство транспорта вынесло на общественное обсуждение очередную, обновленную, версию законопроекта о смешанных (комбинированных) перевозках. Документ опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Прежде, в 2018-м году, ведомство уже представляло вариант законодательного регулирования смешанных перевозок, однако тот получил отрицательную оценку. В частности, тогда Министерство экономического развития отметило, что отрасль, в принципе, не нуждается в отдельном законе, поскольку вопросы организации смешанных перевозок легко решаются договорными отношениями между перевозчиками и экспедиторами.

Закон должен отрегулировать отношения, возникающие при перевозке одного груза разными видами транспорта. На такой закон, подчеркивают в Министерстве транспорта, еще с 1996-го года ссылается Гражданский кодекс, однако с того времени документ так и не был принят.

Основное, что он должен ввести, — единую транспортную накладную, что, как предполагается, сделает ненужным составление перевозочных документов на каждый отдельный отрезок пути для каждого вида транспорта.

Проект такой мультимодальной накладной Министерство транспорта уже тоже разработало. Она будет состоять из шести листов, дополняться дорожной ведомостью, а также ведомостью контейнеров или транспортных средств и, помимо данных о перевозчиках, пунктах перевалки груза и т.п., включать информацию о размере провозных платежей на каждый участок пути.

Таким образом, документ сделает более прозрачным формирование цены и позволит клиенту увидеть, из чего, собственно, складывается, стоимость доставки груза.

В соответствии с законопроектом, для организации смешанных перевозок все участвующие в процессе транспортные компании должны заключить между собой специальное соглашение, обозначив в нем распределение обязанностей и ответственности, механизм расчетов между всеми сторонами, порядок передачи груза с одного вида транспорта на другой, порядок рассмотрения претензий от грузоотправителей и грузополучателей и пр.

В принципе, на этом в прежнем документе правовая основа организации мультимодальных перевозок и заканчивалась. В том смысле, что версия законопроекта 2018-го года, конечно, предполагала наличие договора смешанной перевозки, но никак правила его заключения не регламентировала.

Доработанный же законопроект включает отдельную статью «Договор прямой смешанной перевозки». Она предусматривает, что договор (который, кстати, может быть не только разовым, но и регулировать серию аналогичных поставок) заключается между грузоотправителем/грузополучателем и основным перевозчиком.

Функция основного перевозчика (в законопроекте он называется просто «перевозчик»), по всей видимости, будет близка к роли экспедитора: именно в его обязанности входит организация доставки груза разными видами транспорта и его выдача в пункте назначения. Для этого он сможет привлекать «последующих перевозчиков» (такой термин определен для них в законопроекте), с которыми подписано соответствующее соглашение. Информация о них тоже будет отображаться в договоре с указанием уже их непосредственных обязанностей.

Что примечательно: разграничение на «перевозчика» и «последующего перевозчика» появилось только в новой версии документа. Вариант 2018-го года включал одно общее понятие («перевозчик») и вообще не уточнял, с кем из всех тех, кто будет заниматься доставкой груза, будет заключаться договор или сторонами договора будут все перевозчики сразу.

В доработанный законопроект, кроме того, внесли статью «Плата за перевозки» (в 2018-м году ее не было), где отмечается, что грузоотправитель/грузополучатель расплачивается за весь путь доставки непосредственно с основным перевозчиком, а уж тот осуществляет расчет с другими транспортными организациями, занятыми в перевозке, перевалке, хранении и пр. груза.

При этом основной перевозчик, с которым заключен договор, несет ответственность за недоставку и повреждение груза: именно он возмещает вред, а потом может обратиться с регрессным требованием к тому, на чьем участке пути и случилось происшествие.

Это положение, кстати, тоже появилось только в новой версии законопроекта. Прежний вариант документа предусматривал, что ущерб должен компенсировать конечный перевозчик — тот, кто будет выдавать груз в пункте назначения.

Стоит отметить, что в своей старой версии законопроект еще регулировал случаи, когда виновного перевозчика так и не удалось определить: предполагалось, что при таких обстоятельствах ответственность будут нести все задействованные транспортные организации в доле, пропорциональной полученной провозной плате. Сейчас этот пункт из документа исключен.

Таким образом, доработанный законопроект, в отличие от прежнего, конкретно расписывает, кто из всех участвующих в доставке перевозчиков является непосредственной стороной договора и в первую очередь отвечает за его соблюдение. В принципе, сейчас того, кто выполняет аналогичную функцию при мультимодальных перевозках, называют экспедитором.

Мнение рынка

Андрей Сулла, заместитель операционного директора, руководитель департамента железнодорожных перевозок группы компаний AsstrA:

— Такой законопроект все-таки необходим, поскольку сейчас нет единого нормативного акта, регулирующего отношения сторон при организации мультимодальных перевозок. Тем более что проектом предусматривается оформление единой транспортной накладной в электронном виде. Это позволит оптимизировать документарное сопровождение доставки груза и упростить систему взаимодействия между всеми участниками процесса (грузоотправитель-экспедитор-перевозчик).

Поддерживать на законодательном уровне развитие мультимодальных перевозок важно еще и потому, что они, благодаря своей вариативности, помогают оптимизировать издержки при решении логистических задач, что положительно отражается на конечных потребителях товаров.

Вместе с тем принятие единого транспортного документа имеет смысл при возможности его международного применения. В случае действия единой накладной только на территории России значимость принятия законопроекта снижается.

Михаил Русаков, руководитель отдела интермодальных перевозок логистической компании «ДАКСЕР»:

— С точки зрения организации грузовых отправок отдельный закон о смешанных перевозках не является необходимостью. На протяжении многих лет смешанные перевозки успешно регулируются договорными отношениями.

Уже сейчас многие экспедиторские компании, осуществляющие мультимодальные перевозки, используют документ, близкий по значению к единой транспортной накладной (ЕТН). Он называется «домашний коносамент» и отображает движение заявленного груза из пункта А в пункт Б с использованием нескольких видов транспорта. Коносамент предназначен для грузовладельцев (или иных лиц, представляющих их интересы) и для таможенного оформления грузов.

Конечно, при издании такого «сквозного документа» экспедитор не освобождается от необходимости оформления транспортных накладных на каждый отдельный участок перевозки, поэтому при необходимости может предоставлять их грузовладельцам или иным лицам, представляющим их интересы. Логично предположить, что и при введении ЕТН данная практика сохранится.