Министерство финансов хочет законодательно закрепить «безбумажный» экспорт

13 марта 2018 г.03:00

Экспорт продукции железнодорожным транспортом

Министерство финансов РФ подготовило и внесло в правительство законопроект «О внесении изменений в статью 165 Налогового кодекса РФ». Если он будет принят, грузовладельцы смогут обходиться без бумажных документов при экспорте продукции железнодорожным транспортом на основных направлениях.

Как пояснил главный конструктор компании Intellex Николай Бузурнюк (его компания является разработчиком и эксплуатирует систему ЭТРАН, которая используется в ОАО «РЖД» для организации документооборота – прим.), законопроект подготовлен на основе предложенного РЖД эксперимента с участием Минтранса, Минсвязи, Федеральной таможенной и налоговой служб по электронному документообороту при экспорте российских грузов в Финляндию.

Эксперимент проходил в 2016-2017 годах и признан успешным на уровне правительства. Оно одобрило доклад летом 2017-го года.

«Мы с заинтересованными ведомствами и грузоотправителями буквально по шагам прошли всю цепочку перевозки с использованием электронного документооборота, вплоть до выпуска товара таможенными органами и подтверждения нулевой ставки НДС для Федеральной налоговой службы», — говорит Николай Бузурнюк.

«Мы сумели синхронизировать электронную отметку таможни о выпуске товара с налоговой службой. В результате не нужно предоставлять в налоговую службу бумажные документы для подтверждения возврата НДС», — добавил он.

Пока все это происходило в режиме эксперимента. Законопроект Минфина официально закрепит в пункте 20 статьи 165 Налогового кодекса РФ возможность передавать все товаросопроводительные документы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. А в пункте 15 той же статьи прописано, что эти электронные документы, сведения из которых будут внесены в реестры, можно будет подавать в налоговую службу без отметки о вывозе. Благодаря синхронизации электронных отметок налоговики смогут увидеть в своей информационной системе, осуществлялся фактический вывоз товаров или нет.

В Федеральной таможенной службе отметили, что по проведению эксперимента, разработке технологии безбумажного экспорта и подготовке нормативной базы для ее реализации было поручение первого вице-премьера Игоря Шувалова и все мероприятия выполнены в срок.

«Безбумажная технология предоставления в электронном виде в налоговые органы документов и сведений для подтверждения нулевой налоговой ставки НДС может стать существенным упрощением в работе российского бизнеса», — считают в ФТС.

Как говорит заместитель руководителя Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО ОАО «РЖД») Юрий Суродин, компания рассчитывает, что уже в марте правительство внесет законопроект в Государственную думу, поскольку он уже согласован со всеми ведомствами. Минфин наметил, что изменения должны вступить в силу с 1-го июля 2018-го года.

«ОАО «РЖД», во-первых, хочет увеличить грузопоток путем улучшения сервиса, а во-вторых, сократить как собственные расходы, так и расходы экспортеров на оформление перевозок, — сообщил Юрий Суродин. — Теперь вместо многих отделов, оформляющих перевозочные документы по всей стране, появилась возможность вести документооборот из одного центра. Федеральные службы могут эффективно отслеживать экспорт, быстро получать и обрабатывать все данные в электронном виде».

Для крупных российских экспортеров возврат НДС при экспорте составляет миллиарды рублей, и компании очень заинтересованы, чтобы эта процедура проходила как можно быстрее. Это позволит не извлекать из финансового оборота на длительный срок большие суммы.

Как говорит Николай Бузурнюк, российские грузоотправители в случае своевременного принятия законопроекта с 1-го июля совершенно точно смогут осуществлять перевозки железнодорожным транспортом на экспорт по безбумажной технологии в российские порты и в Финляндию.

Прибалтийские республики также находятся в высокой степени готовности к применению технологии электронного документооборота, но с ними еще предстоит ее отработать. В недалеком будущем станет возможным применять электронный документооборот на погранпереходах с Монголией, с которой подписан соответствующий договор. Китай пока не применяет данную технологию.

В этом году, по его словам, ОАО «РЖД» намерено провести эксперимент по импортным железнодорожным перевозкам. Там ситуация сложнее, потому что предстоит задействовать и согласовать технологию с различными ведомствами зарубежных государств. Если удастся выстроить эти технологии, то их можно будет быстро перенести и на транзит, подчеркнул Николай Бузурнюк.

Gudok.ru