Международный транзит по Северному морскому пути за год вырос на 40%

6 ноября 2024 г.16:53

Международный транзит по Северному морскому пути за год вырос на 40%

Пресс-служба «Росатома»

Международный транзит грузов по Северному морскому пути (СМП) уже достиг объема в 3 млн. тонн, превысив тем самым аналогичные прошлогодние показатели на 40%. Об этом, как отмечает ТАСС, в ходе церемонии спуска на воду атомного ледокола «Чукотка» сообщил генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев. Росту транзита главным образом способствуют совместные проекты с Китаем, в том числе т.н. «Арктический экспресс», обеспечивающий доставку товаров из КНР в порт Архангельска, а оттуда — в другие северо-западные и центральные регионы страны. Кроме того, в этом году по Северному морскому пути впервые были доставлены грузы в Беларусь.

«Уже более 3 млн. тонн транзитных грузов перевезено [по Северному морскому пути] за счет перенаправления грузов с западных маршрутов на восточные — 40% рост к прошлому году», — рассказал глава «Росатома».

Алексей Лихачев подчеркнул, что прежде всего интерес к грузовым перевозкам по Северному морскому пути проявляют т.н. «дружественные» страны.

«С Правительством Китайской Народной Республики работаем в рамках специальной подкомиссии, действует российско-индийская рабочая группа по СМП. И это дает практические результаты. Число рейсов между российскими и китайскими портами в этом году уже перевалило за тринадцать», — отметил генеральный директор «Росатома», уточнив, что перевозки по Северному морскому пути позволяют, например, доставлять контейнеры из Шанхая в Москву на 2 недели быстрее, чем через Суэцкий канал.

«И, конечно же, мы занимаемся с нашими зарубежными партнерами также и планами по строительству и эксплуатации контейнеровозов для перевозок по Северному морскому пути», — добавил Алексей Лихачев.

Вместе с тем стоит отметить, что основная доля перевозок по Северному морскому пути по-прежнему приходится на внутреннее сообщение. Так, в частности, по итогам 2023-го года всего через этот транспортный коридор было перевезено 36,254 млн. тонн, из которых международный транзит достиг лишь 2,1 млн. тонн.

В текущем году ожидается, что грузовой поток, по сравнению с прошлым годом, увеличится на 1 млн. тонн. Таким образом, доля международного транзита из общего объема составит около 8-9%.

При этом действительно в 2024-м году на Северном морском пути отмечалась гораздо большая международная активность. Например, в августе был запущен совместный с китайской компанией проект «Арктический экспресс». Он предусматривает транспортировку китайских товаров из порта в Шанхае до порта в Архангельске, откуда грузы железнодорожным и автомобильным транспортом доставляются в другие северо-западные и центральные регионы России.

При этом предполагается и обратная загрузка сырьем и товарами из РФ. Плюс, осенью «Арктическим экспрессом» грузы из Китая были отправлены и в Беларусь.

Всего в течение навигационного периода 2024-го года в рамках проекта планировали выполнить до десяти судозаходов.

Добавим также, что Северный морской путь на самом деле обеспечивает более короткое расстояние доставки между Азией и Европой, однако использование этого транспортного коридора осложняется климатическими условиями, коротким навигационным периодом и необходимостью привлекать специальный ледокольный флот, что увеличивает расходы на перевозку товаров.

Но после 2022-го года Северный морской путь стал одним из приоритетных транспортных коридоров для России, поскольку он полностью проходит в акватории РФ, а потому гарантирует определенную независимость в условиях действующего санкционного режима.