Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на 1 квартал 2020 года

Международные перевозчики: грузоперевозки со странами Европы продолжаются, но объемы будут падать

7 апреля 2020 г.20:00

Грузоперевозки со странами Европы продолжаются, но объемы будут падать

twitter.com

Несмотря на ситуацию с распространением коронавирусной инфекции (закрытие границ, введение карантина в большинстве европейских стран, частичная приостановка производства), в марте объем перевозимых грузов не упал, а по некоторым направлениям даже вырос, отмечают международные перевозчики. Однако в ближайший месяц, опасаются они, такая тенденция вряд ли продолжится, а к концу апреля рынок может столкнуться с действительно серьезным падением.

Основной поток грузов за прошедший месяц пришелся, естественно, на продовольствие и товары первой необходимости (бытовая химия, гигиенические средства, медикаменты и пр.). «В марте еще значительного падения объемов не было, — говорит Виталий Еременко, заместитель операционного директора по автомобильным перевозкам группы компаний AsstrA. — В среднем, за I квартал нам удалось даже прирасти по количеству перевозок по сравнению с аналогичным периодом 2019-го года. Хотя отдельные отрасли (машиностроение, производство мебели, легкая промышленность), конечно, уменьшили количество поставок».

При этом Алексей Мисаилов, директор подразделения Global Supply Chain компании FM Logistic, подчеркивает, что увеличение объемов вызвал не только ажиотажный спрос на продукты и товары первой необходимости, спровоцированный в том числе страхом полного закрытия границ, но и другие факторы. «Во-первых, к концу квартала производители и дистрибьюторы традиционно наращивают объемы поставок, — уточняет Алексей Мисаилов. — А во-вторых, спрос на импортные товары подогрел обвал российского рубля, а вернее — стремление завезти товары из-за рубежа еще по «старому» курсу валют».

Вместе с тем на данный момент небольшое снижение объемов автомобильных грузоперевозок уже наблюдается, отмечает Артем Викторович, руководитель московского отдела международного экспедирования компании «ДАКСЕР». Если тенденция продолжится, то к концу месяца, по его мнению, рынок действительно может ждать серьезное падение. Тем более что карантинные меры в Европе и самоизоляционные в России продлятся еще до середины апреля так точно, а когда именно будут сняты все ограничения и открыты границы, сказать сложно.

В Италии, например, карантин официально действует до 13-го апреля, в Германии — до 19-го апреля, во Франции — до 15-го апреля, а в Испании его хотят продлить до 25-го апреля. При этом спад смертности, который временами отмечается в одной из самых пострадавших стран — Италии, все равно не позволяет быть уверенным в том, что карантинные меры будут сняты именно в эти сроки.

В понедельник, 6-го апреля, в Италии, где в течение нескольких дней до этого смертность снижалась, снова зафиксировали увеличение летальных случаев (+100 к 5-му апреля). То же самое наблюдалось и во Франции (+300 к 5-му апреля), а в Германии зарегистрировано наибольшее за все время число смертей в сутки (226).

И хотя по «кривым» Италии и Испании видно, что количество выявленных зараженных в день начинает уменьшаться, значительными темпы снижения пока не назовешь. А в Великобритании очередное увеличение новых случаев COVID-19 отмечалось совсем недавно — 5-го апреля.

В России же, где выходные в режиме самоизоляции должны продлиться до конца апреля, но могут быть отменены и раньше, пик эпидемии только приближается: в Федеральном медико-биологическом агентстве его прогнозируют на середину следующей недели. По данным на 7-е апреля, в стране выявили 1 154 случая заражения. И это на данный момент максимальное число заболевших за сутки.

Для грузового транспорта границы открыты

В целом, к новым условиям перевозок при появившихся границах внутри Европы бизнес уже «притерся». «Еще 2-3 недели назад при пересечении внутриевропейских границ перевозчики сталкивались с большими очередями, но введенные меры по оптимизации санитарного контроля дали свои результаты, — говорит Артем Викторович. — Сейчас автомобили пересекают границы с минимальными задержками, что практически не увеличивает транзитные сроки».

То, что на данный момент длительность рейса серьезно не увеличилась, подтверждает и Алексей Мисаилов. Причем он отмечает, что срок доставки даже сократился.

«Во-первых, все-таки наметилось снижение объема внутриевропейских и международных перевозок, — объясняет представитель FM Logistic. — Во-вторых, в связи с режимом самоизоляции, введенном во всех странах Европы, дороги стали практически пустыми. В-третьих, отменен действовавший прежде в ЕС запрет на движение грузовиков в выходные дни».

При этом ни с одной из стран Европы, несмотря на сложившуюся ситуацию, грузоперевозки не остановились. «Единственное, по отдельным странам наблюдается дисбаланс экспортно-импортных операций», — комментируют в AsstrA.

«Даже с Италией сообщение не прекращено, — подчеркивает Алексей Мисаилов. — Хотя грузопоток сам по себе сокращается. Сейчас, когда производство остановлено, вывозят то, что еще осталось на складах».

Дефицит водителей

В большинстве странах Европы въезжающих в страну водителей грузовых автомобилей не «сажают» на 14-дневный карантин, хотя в некоторых государствах, отмечает Виталий Еременко, существуют определенные ограничения.

Так, например, в Греции со 2-го апреля для дальнобойщиков ввели обязательный 14-дневный режим самоизоляции. Он действует для граждан любых других государств и может быть отменен в том случае, если водитель должен выехать в новый рейс.

Попытки «посадить» водителей грузовиков на карантин, несмотря на разъяснения Роспотребнадзора, наблюдались и в России. Особенно частыми такие случаи были в Калининградской области.

При этом есть водители, которые из-за опасения заразиться коронавирусом сами не хотят выезжать в рейс, говорит Виталий Еременко.

«Самое сложное направление — это Италия, — уточняет представитель FM Logistic. — По нашей статистике, в этот регион отказываются ехать 9 из 10 человек».

Ставки растут

Из-за дефицита водителей стоимость перевозок в Италию, по словам Алексея Мисаилова, выросла на 1-1,5 тыс. евро. «Рост тарифов также провоцирует повышенный спрос, — говорит он. — Причем это наблюдается по всем, как по локальным, так и по международным, перевозкам. Плюс, из-за сбоев в работе складов участились случаи простоев на загрузке и выгрузке товаров».

«В свое время ставки существенно выросли с возникновением очередей на границах. Но после того как ситуация стабилизировались, ставки тоже опустились, — вспоминает Артем Викторович. — Весьма вероятно, что с падением объемов перевозок, клиенты вновь смогут диктовать свои условия и тарифы вернутся на прежний уровень».

По оценкам Виталия Еременко, сейчас на некоторых маршрутах ставки увеличились от 5% до 30%. «Дальше все будет зависеть от спроса и предложения», — подчеркивает он.

Перевозчиков нужно поддерживать

В понедельник, 6-го апреля, Кабинет министров утвердил комплекс мер для поддержки отраслей, наиболее пострадавших из-за ситуации с коронавирусом. В число таких предприятий входят и компании, специализирующиеся на автомобильных грузоперевозках. Им, в частности, дается отсрочка по уплате налогов, кроме НДС и НДФЛ (а для индивидуальных предпринимателей — и на НДФЛ), вводится мораторий на взыскание штрафов и пр. Единственное: претендовать на такую поддержку смогут только те, чьи доходы снизились более чем на 10%.

При этом перевозчики неоднократно обращались в Правительство с просьбой предусмотреть отдельные меры для отрасли: отменить плату в системе «Платон» (или хотя бы включить ее, как это было прежде, в счет транспортного налога), освободить от утилизационного сбора грузовики экологического класса Евро-5 и Евро-6.

«Думаю, что сначала необходимо поддержать бесперебойную доставку товаров как через границу ЕАЭС, так и в регионы и отказаться от введения обязательных пропусков на грузовые транспортные средства, — говорит Алексей Мисаилов. — Иначе это поставит под угрозу бесперебойную цепь поставок продуктов питания, лекарств и предметов первой необходимости».

«В целом, было бы неплохо, если бы скоординированные решения принимались во всех государствах, — считает Виталий Еременко. — Например, было бы уместно, если бы плату за проезд по дорогам отменили как в России, так и в странах Европы. Перевозчики сейчас на передовой и их надо поддерживать, ведь сейчас они доставляют жизненно необходимые товары».