Литва не будет компенсировать убытки своим перевозчикам, возникшие из-за закрытия границы с Беларусью

21 ноября 2025 г.10:39

Литва не будет компенсировать убытки своим перевозчикам

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь

Судя по словам министра коммуникаций и транспорта Литвы Юраса Таминскаса, власти республики не будут компенсировать своим перевозчикам убытки, возникшие из-за закрытия границы с Беларусью. Об этом он заявил в эфире радиостанции «Жиню радияс». По словам министра, перевозчиков давно предупреждали, что не следует выполнять рейсы на восточном направлении, а потому это они и несут ответственность за взятые на себя риски. При этом стоит напомнить, что Литва закрыла границу с Беларусью внезапно, без какого-либо предупреждения, в результате чего даже ее граждане не смогли вовремя покинуть территорию РБ.

«Они (перевозчики – прим.) как ездили в этом восточном направлении, так и будут, несмотря на риски, ездить. Сами об этом говорят. В таком случае они должны принять ответственность за эти риски на себя, и государство не обязано покрывать их убытки», — отметил министр, подчеркнув, что власти республики неоднократно предупреждали перевозчиках о рисках работы на восточном направлении.

В свою очередь, в национальной ассоциации перевозчиков Linava обращают внимание на то, что у них в принципе не было возможности подготовиться к закрытию границы. По словам вице-президента ассоциации Олега Тарасова, Правительство Литвы должно было заранее четко заявить о своих планах приостановить работу пунктов пропуска, чтобы перевозчики успели вернуться домой.

Правда, премьер-министр балтийской республики Инга Ругинене уверяет, что граница не была закрыта внезапно. Власти страны «ничего не скрывали, говорили об этом открыто, и поэтому преувеличенный эмоциональный фон перевозчиков несколько несправедлив», поясняет она.

Вместе с тем, напомним, официальное решение о закрытии автомобильных пунктов пропуска на границе с Беларусью было принято уже постфактумпосле того, как в течение трех дней пограничные переходы фактически не работали или, что касается пункта пропуска «Каменный Лог», работали в очень ограниченном режиме.

При этом их работу действительно приостановили без какого-либо предупреждения и без установления какого-либо временного периода для того, чтобы перевозчики и другие граждане Литвы успели покинуть территорию Беларуси.

Тогда, в конце октября, пункты пропуска несколько раз закрывали-открывали, а вечером 26-го октября закрыли — и не открыли.

На тот момент на территории Беларуси находилось более 1 тыс. грузовых транспортных средств литовских перевозчиков. Власти Литвы рассчитывали, что белорусская сторона согласиться организовать временное обслуживание в пункте пропуска «Бенякони/Шальчининкай» для выпуска литовских фур, однако в Беларуси поступили иначе.

На первом этапе литовским грузовикам запретили выезжать через Польшу или Латвию, а затем с 10-го ноября в принципе приостановили их выпуск, обязав водителей отогнать машины на платные охраняемые стоянки в приграничной зоне.

Причем в Таможенном комитете республики неоднократно подчеркивали, что забрать свои грузовики литовские перевозчики смогут только после того, как возобновится полноценное движение через белорусско-литовскую границу.

Сутки же на охраняемой стоянке стоят 120 евро. Еще примерно в 200 евро транспортные компании оценивают каждый день простоя фуры. Плюс, литовские перевозчики в целом из-за закрытия границы потеряли часть заказов в высокий логистический сезон, тем более в условиях, когда Польша, наоборот, возобновила работу еще двух переходов на границе с Беларусью — «Кузница Белостоцкая/Брузги» и «Бобровники/Берестовица».

Как следствие, литовские перевозчики давили на свои власти с тем, чтобы они открыли границу с Беларусью досрочно — раньше срока, установленного на 1-е декабря.

Вчера, 20-го ноября, работа пунктов пропуска действительно была возобновлена. Правда, как отмечали представители логистического рынка, литовские фуры в течение дня не пересекали границу ни в одном из направлений. То есть: пока и те грузовики, которые находятся на территории Беларуси, продолжают оставаться на стоянках.

На данный момент информации о том, что им дали «отмашку» выехать, нет.

Премьер-министр Литвы Инга Ругинене считает, что задержка связана с решением технических вопросов (оформлением определенных бумаг, оплатой и пр.). Однако в то же самое время власти Беларуси опасаются, что литовская сторона может снова закрыть границу.

Тем более что вчера вечером снова появилась информация о полете в воздушном пространстве Литвы метеорологических зондов (а именно их полеты и были официальной причиной введения ограничений на сухопутной границе) и аэропорт в Вильнюсе опять приостанавливал свою работу, хотя после 1-го ноября, как отмечала сама литовская сторона, ситуация стабилизировалась, фиксировалось лишь небольшое количество зондов и аэропорт в Вильнюсе функционировал в нормальном режиме.