Литва намерена во второй раз обратиться к белорусским властям по вопросу выезда литовских фур
11 ноября 2025 г.12:35

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь
Вильнюс вновь обратится к Минску с просьбой пропустить через границу застрявшие в Беларуси литовские фуры. Об этом, как отмечает ТАСС, журналистам заявил председатель национального центра по управлению кризисами Вилмантас Виткаускас. После первого обращения, которое было направлено руководству Лидского пограничного отряда, возможность выезда литовских грузовиков через границу по решению белорусских властей в принципе была приостановлена, а сами машины перемещены на стоянки в приграничной зоне. Таким образом Минск дает понять, что намерен говорить только о полном возобновлении работы пограничных переходов — без «каких-либо избирательных мер». При этом простой одной фуры в день вместе с платой за охраняемую стоянку обходится литовским перевозчикам в сумму более 300 евро. Как следствие, они отмечают, что, если граница так и останется закрытой до конца ноября, смысла забирать машины назад на фоне финансовых потерь вообще не будет.
«Принято решение повторно обратиться к Беларуси на уровне высоких инстанций — на уровне уполномоченных по границе — с просьбой об открытии двух контрольных пунктов для эвакуационного коридора в обе стороны», — заявил Вилмантас Виткаускас.
Накануне одно такое обращение уже было сделано. Однако, как отметила после белорусская сторона, направлено оно было не в государственный орган, а просто в Лидский пограничный отряд.
Правда, в МИД РБ тогда на это ответили, что готовы к полноценному возобновлению движения через белорусско-литовскую границу, но «о принятии каких-либо избирательных мер не может быть и речи».
После чего белорусскими властями в принципе было принято решение приостановить с 10-го ноября проезд литовских фур через границу (а их пропуск еще постепенно осуществлялся через переход «Каменный Лог/Мядининкай»), а сами машины переместить на охраняемые стоянки возле пунктов пропуска «Каменный Лог», «Берестовица», «Бенякони» и «Котловка».
Как пояснили в Государственном таможенном комитете РБ, это было сделано для того, чтобы обеспечить сохранность самих автомобилей и находящихся в них грузов, а также исключить небезопасные условия на подъездных дорогах к границе, где как раз таки и скапливались грузовики.
При этом, как подчеркивают в ведомстве, сами водители, выполнившие требования таможенных органов по перемещению транспортных средств в специально установленные места, могут спокойно покинуть территорию Беларуси.
Литовские же перевозчики указывают на то, что при сложившихся обстоятельствах и при условии, что литовская сторона так и не пойдет на досрочное открытие границы, а возобновит работу автомобильных переходов только с 1-го декабря, их финансовые потери будут таковы, что просто не будет смысла забирать транспортные средства назад.
Об этом заявил президент литовской ассоциации грузоперевозчиков «Линава» Эрландас Микенас.
По его словам, только простой одной фуры обходится компаниям в 200 евро в сутки. Плюс, 120 евро в сутки за один грузовик стоит охраняемая стоянка.
Таким образом, каждый день закрытия границы несет потери как минимум в 320 евро на один автомобиль.
Всего же на территории Беларуси сейчас находится около 1,1 тыс. грузовых транспортных средств, зарегистрированных в Литве.
Напомним: Литва приняла официальное решение о закрытии двух оставшихся автомобильных пунктов пропуска на границе с Беларусью («Мядининкай/Каменный Лог» и «Шальчининкай/Бенякони») 29-го октября, однако до этого пограничные переходы фактически не работали на протяжении трех дней, причем их работа была приостановлена внезапно, без каких-либо предварительных предупреждений.
В результате, на территории Беларуси застряли граждане Литвы, в том числе и водители грузовых автомобилей.
Правда, литовская сторона предусмотрела все-таки некоторые исключения, разрешив, в частности, своим гражданам возвращаться домой через переход «Каменный Лог/Мядининкай».
Однако поскольку на тот момент совокупно на границе Беларуси с Литвой стояло около 1,6 тыс. фур, их быстрый пропуск был затруднен. Тем более что власти Беларуси запретили грузовым транспортным средствам, зарегистрированным в Литве, выезд через другие участки границы — с Польшей или с Латвией.
В таких условиях Литва рассчитывала, что белорусская сторона пойдет навстречу и временно (только на возврат грузовиков) организует обслуживание в закрытом пункте пропуска «Бенякони/Шальчининкай». Белорусская же сторона, как очевидно, нацелена только на полноценное возобновление работы пограничных переходов.
В целом, по изначальному решению Литвы, пункты пропуска между двумя странами будут оставаться закрытыми до 1-го декабря.
