Литва может полностью отказаться от железнодорожного транзита белорусских и российских грузов, а президент Литвы и вовсе призвал именно к этому
2 марта 2023 г.17:47
commons.wikimedia.org
В Литве, кажется, всерьез рассматривают вопрос полного отказа от железнодорожного транзита российских и белорусских грузов. По крайней мере, как сообщает ТАСС, сегодня такую вероятность не исключила премьер-министр республики Ингрида Шимоните, а позже президент Гитанас Науседа и вовсе заявил, что Литва может перекрыть железнодорожный транзит «хоть завтра».
«Это не только коммерческая компания, но и контролируемое государством предприятие. Глава Правительства, министр транспорта, руководитель «Летувос гележинкеляй» («Железные дороги Литвы» – прим.) согласны [с отказом от транзита грузов России и Беларуси], поэтому хоть завтра можно перестать их перевозить, потому что мы сами загнали себя в угол и теперь не знаем, как контролировать процесс», — изложил свою позицию Гитанас Науседа в комментариях журналистам.
При этом он призвал не медлить с действиями. «Надеюсь на быстрое принятие решений», — подчеркнул глава Литвы. И выразил уверенность, что неизбежные потери от российского и белорусского транзита можно будет компенсировать активностью на других рынках.
«Это станет стимулом для поиска альтернативных рынков», — отметил президент балтийской республики.
Чуть раньше похожую позицию озвучила и премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните. Правда, она высказалась только за отказ от транзита удобрений.
««Летувос гележинкеляй» находится в управлении государства, но это коммерческое предприятие, оно само выбирает, с какими партнерами вести дела. Самое простое решение: отказаться от перевозки удобрений, которые сами в санкционный перечень не внесены, но в него входят производители», — заявила глава Правительства страны.
На фоне скандала
На самом деле, заявления литовских властей высказаны на фоне скандала с конфискацией в Литве карбамидных удобрений стоимостью 2 млн. евро, произведенных на белорусском предприятии «Гродно Азот», в отношении которого действуют санкции. Однако в транспортных накладных при этом был указан другой производитель, из-за чего СМИ обвиняют «Леутувос гележинкеляй» в халатности.
Генеральный директор «Леутувос гележинкеляй» Эгидиюс Лазаускас, комментируя журналистам произошедшее, тоже не исключил полного отказа от транзита российских и белорусских грузов. Единственное, он уточнил, что предпосылкой для этого может стать невозможность действенного контроля за перевозкой товаров, включенных в санкционные списки.
«Если мы увидим, что не можем обеспечить действенный контроль, проще совсем перекрыть этот поток», — подчеркнул глава компании.
А калининградский транзит?
О том, что будет с доставкой товаров в Калининградскую область, которая как раз таки наземным путем проходит через Литву, в том случае, если все-таки будет принят полный отказ от транзита российских и белорусских грузов, не очень понятно. И никто из представителей литовских властей отдельно по этому поводу не высказался.
На данный момент этот транзит и так существенно ограничен: автомобильная перевозка товаров, вошедших в санкционные списки, по территории Литвы вообще запрещена, а железнодорожная — возможна только в пределах квот, не более среднего объема за последние три года.
Если железнодорожный транзит полностью запретят, то для доставки в отделенный регион России необходимых товаров останется только один путь — морской.