Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2022-ой год

Летом к цифровой системе «северного завоза» планируют подключить все удаленные регионы

21 апреля 2022 г.17:13

К цифровой системе «северного завоза» подключат все удаленные регионы

commons.wikimedia.org

Летом этого года к цифровой системе «северного завоза» планируют подключить все регионы, где затруднена круглогодичная доставка товаров. Об этом ТАСС сообщил глава Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. Сейчас система тестируется в Якутии.

«Летом туда [в цифровую систему «северного завоза»] будут погружены данные про все остальные регионы», — рассказал Алексей Чекунков. «Это аналитический инструмент, который в том числе нам очень помогает понять структуру «северного завоза». Якутия занимает в нем существенную долю», — отметил министр, добавив, что на данный момент пилотным регионом, где тестируется система, является Якутия.

Напомним: ранее Алексей Чекунков сообщал, что в настоящее время готовится законопроект о регулировании «северного завоза», где в том числе должны закрепить положение о создании и функционировании федеральной системы мониторинга за осуществлением доставки жизненно важных товаров в труднодоступные районы. Документ обещали внести на рассмотрение Государственной Думы в весеннюю сессию, которая продлится до конца июля.

О системе

Информационная система сбора данных о «северном завозе» разработана ФАНУ «Востокгосплан» совместно с Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. Это — цифровая модель, которая объединит всех участников «северного завоза»: 25 регионов, более 300 судов, грузы объемом более 3 млн. тонн в год.

Считается, что она позволит существенно снизить издержки регионов на осуществление «северного завоза» за счет оптимизации логистики и повысить надежность поставок.

Проект направлен на решение проблем, которые зачастую приводят к срыву доставки жизненно важных товаров в труднодоступные районы и росту цен на продукции: неэффективная логистика, отсутствие актуальной статистики в режиме реального времени.

Ожидается, что благодаря внедрению цифровой системы затраты на «северный завоз» сократятся на 20-30%. Кроме того, могут снизиться объемы самого завоза за счет постепенного перехода на частичное самообеспечение, возможности планирования, отслеживания и контроля логистических цепей поставок, а также повышения транспарентности перевозок и уровня вовлеченности местного бизнеса, сокращения себестоимости производства, укрепления финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов.

Как отметил в комментариях ТАСС осенью прошлого года директор Восточного центра государственного планирования (ФАНУ «Востокгосплан») Михаил Кузнецов, «ожидается и социальный эффект от внедрения новой системы: речь идет о повышении продовольственной и энергетической обеспеченности и расширении ассортимента завозимых товаров, снижении стоимости продукции для потребителя».

Модернизация системы «северного завоза» предполагает эксплуатацию альтернативных видов транспорта — беспилотных летательных аппаратов, глиссирующих судов, снегоходов-аэросаней и их комбинаций. Это позволит обеспечить круглогодичное транспортное сообщения между удаленными территориями.

Специально для Арктики

ФАНУ «Востокгосплан», Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и арктики и ВЭБ.РФ разработали еще одну цифровую систему — ArcticLabs.

Этот проект позволяет детально моделировать экономику арктических регионов, анализировать транспортные связи, производство, добычу полезных ископаемых. Ее основой станет цифровой двойник Северного морского пути — динамическая математическая модель, которая даст возможность разрабатывать сценарии развития как всей Арктики, так и отдельных территорий и логистических маршрутов.