Контейнерные перевозки по Транскаспийскому маршруту, который идет в обход России, выросли в 2,6 раза
18 декабря 2024 г.15:52
Официальный портал государственных органов Республики Казахстан
Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), который обеспечивает связь между Китаем и странами ЕС в обход России, продолжает показывать устойчивый рост, подчеркивают в Министерстве транспорта Казахстана. Так, общий объем грузов, перевезенных по логистическому пути за 11 месяцев 2024-го года, увеличился на 63%, а отдельно контейнерные перевозки выросли в 2,6 раза. При этом страны, включенные в проект, продолжают принимать меры для повышения пропускной способности транспортного маршрута с тем, чтобы сократить сроки доставки товаров между Азией и Европой до 15 дней.
Отметим: несмотря на то что соглашение о создании Транскаспийского маршрута было подписано еще в 2013-м году, его активное развитие началось в 2022-м году на фоне санкционных ограничений, введенных в отношении России, поскольку этот транспортный коридор обеспечивает связь между Китаем и странами ЕС в обход РФ. Таким образом, он позволяет, например, перевозить товары, запрещенные к ввозу в Россию, не через территорию России и тем самым минимизировать риск уклонения от действующего санкционного режима.
В результате, начиная с 2022-го года объем перевезенных грузов по Транскаспийскому маршруту стабильно растет. Если по итогам 2022-го года грузопоток составил 1,5 млн. тонн (что все равно в 2,5 раза больше, чем в 2021-м году), то в 2023-м году он увеличился до 2,5 млн. тонн, а за 11 месяцев текущего года уже достиг 4,1 млн. тонн (на 63% больше, чем за аналогичный период прошлого года).
В свою очередь, конкретно контейнерные перевозки за 2024-й год выросли в 2,6 раза — до 50,5 тыс. ДФЭ.
В течение следующих лет грузовой поток по Транскаспийскому маршруту рассчитывают увеличить до 10 млн. тонн. Правда, пока провозные мощности транспортного коридора не могут обеспечить свободный пропуск такого количества грузов, однако в любом случае пропускные способности логистического пути за последние годы уже выросли до 6 млн. тонн.
Одним из основных сдерживающих факторов развития транспортного коридора является то, что в течение одной перевозки он требует задействования нескольких видов транспорта. Так, от границы с Китаем до казахстанских портов на каспийском побережье груз доставляют автомобильным транспортом или по железной дороге, в порту его переставляют на паромы или переваливают на специализированные суда и везут через Каспийское море в Азербайджан, где груз, как правило, снова становится на железную дорогу («Баку-Тбилиси-Карс») и через территорию Грузии следует в Турцию.
При этом в Турции (или даже не доезжая до нее, в Грузии) опять необходимо использование морского транспорта, чтобы доставить товары в страны ЕС.
Поэтому, помимо строительства дополнительных железных дорог (например, вторых путей на участке «Достык-Мойынты» или новой линии между Казахстаном и Китаем «Аягоз-Тачэн»), ведутся также дноуглубительные работы в казахстанских портах Актау и Курык, наращивается торговый флот, принимаются меры для ускорения таможенных процедур, сокращения административных барьеров и т.п.
Так, в частности, осенью этого года была запущена Координационная платформа Транскаспийского маршрута. Она призвана объединить и синхронизировать усилия всех стран, включенных в транспортный коридор, и повысить конкурентспособность логистического пути.
В итоге, как ожидается, благодаря всем действиям сроки доставки товаров между Азией и Европой будут сокращены до 15 дней.