Казахстан подтвердил участие в проекте трассы «Меридиан»
16 ноября 2022 г.10:30
commons.wikimedia.org
Казахстан подтвердил свое намерение участвовать в реализации проекта «Меридиан». Об этом, как отмечает ТАСС, журналистам в кулуарах форума «Транспорт России» сообщил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. Изначально проект «Меридиан» предполагал строительство трассы, которая через территорию Казахстана, России и Беларуси свяжет Китай со странами ЕС, однако теперь Россия из-за переориентации грузовых потоков на фоне санкций рассматривает и другие варианты прохождения маршрута.
«По «Меридиану» мы делаем пока расчеты. Самое главное, что мы ждем пока информацию и сроки организации дороги «Меридиан» по территории Казахстана. Мой коллега из Казахстана подтвердил, что у них также в пятилетнем плане стоит расширение своей дороги с двух до четырех полос», — рассказал Марат Хуснуллин.
При этом он подчеркнул, что если Казахстан действительно будет строить свою часть дороги, то в России на первом этапе расширят дороги от Оренбурга до трассы М-12 «Москва-Казань», а на втором этапе приступят к непосредственному строительству самой трассы «Меридиан».
Напомним: трасса «Меридиан» протяженностью около 8,5 тыс. км планировалась как общий проект нескольких стран, поскольку в идеале дорога должна соединить Китай со странами ЕС через территорию Казахстана, России и Беларуси. Предполагалось, что дорога будет построена полностью за частные средства и, соответственно, будет платной для проезда.
Предусматривалось, что российский участок длиной порядка 2 тыс. км пройдет по территории восьми регионов — через Оренбургскую, Самарскую, Саратовскую, Тамбовскую, Липецкую, Орловскую, Брянскую и Смоленскую области.
К строительству дороги в России собирались приступить еще в 2021-м году с тем, чтобы завершить его в 2024-м году, однако проект регулярно откладывался. В том числе из-за отсутствия инвесторов, готовых в него вложиться.
Сейчас параметры проекта снова пересматриваются, поскольку из-за санкций значительно сократился грузооборот России со странами ЕС и приоритетными для России стали другие логистические направления — на Иран, Индию, Турцию, страны Азии и пр.
Так, например, в интервью изданию РБК в июне этого года глава ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко рассказывал, что российский участок трассы «Меридиан» могут спроектировать таким образом, чтобы он обеспечивал выход на страны Каспийского региона и главным образом на Иран. В связи с этим магистраль могут совместить с другим масштабным проектом — транспортным коридором от Урала до Черного моря.
Сообщалось, что новое технико-экономическое обоснование российского участка «Меридиана» подготовят к ноябрю этого года, после чего можно будет говорить о приблизительной стоимости работ.
В целом, проект планируют реализовывать по концессии. Ранее первый заместитель председателя правления ГК «Автодор» Игорь Коваль отмечал, что Русская холдинговая компания и China National Chemical Engineering & Construction Corporation Seven (CC7, входит в корпорацию CNCEC) создали проектную компанию для выполнения проекта и подачи заявки на концессионное соглашение.