Казахстан и Грузия продолжат укреплять Транскаспийский маршрут, который связывает Китай и Европу в обход России
22 июля 2025 г.12:52

Пресс-служба Правительства Республики Казахстан
Накануне премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов провел встречу с министром экономики и устойчивого развития Грузии Мариам Квривишвили, где стороны главным образом обсудили дальнейшее развитие Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), рассказали в пресс-службе Правительства Казахстана. Этот транспортный коридор, напомним, приобрел особое значение после 2022-го года, поскольку он связывает между собой страны Азии и Европы в обход России и тем самым позволяет соблюдать действующий в отношении РФ санкционный режим. Тем более что в рамках этого режима перевозка ряда грузов по территории России в принципе запрещена.
Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) проходит через Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и через Турцию выходит на страны Европы.
При этом Казахстан и Грузия действительно являются ключевыми точками в створе транспортного коридора: Казахстан — потому, что граничит с Китаем и все основные транзитные потоки проходят именно через него, а Грузия — в том смысле, что является своего рода консолидационным центром на маршруте, позволяя перенаправлять часть грузов через Турцию, а часть — непосредственно в Европу через акваторию Черного моря.
С целью активизации последнего направления в начале июня в грузинском порту Поти был открыт крупный мультимодальный контейнерный терминал мощностью до 120 тыс. ДФЭ в год, проект которого как раз таки был реализован совместно с Казахстаном.
«Это яркий пример успешной совместной работы, который призван сыграть важную роль в увеличении объемов грузопотока по Среднему коридору (Транскаспийскому маршруту – прим.)», — подчеркнул в ходе встречи Олжас Бектенов.
«Важно отметить, что данный проект гармонично дополняет уже действующую инфраструктуру Казахстана в рамках ТМТМ, включая логистические терминалы в китайских городах Ляньюньган и Сиань. Таким образом, создается единая, последовательная логистическая цепочка, связывающая Восточную Азию с Европой», — указал он.
«Дальнейшее развитие маршрута позволит повысить эффективность коридора, привлечь дополнительные транзитные грузы и инвестиции, а также укрепить позиции Казахстана и Грузии как ключевых логистических центров региона», — подытожили в пресс-службе Правительства Казахстана.
Стоит добавить, что за последние три года Транскаспийский маршрут действительно демонстрирует устойчивый рост грузового потока. Если по итогам 2022-го года по транспортному коридору было перевезено 1,5 млн. тонн, то уже по итогам 2024-го года — 4,5 млн. тонн, то есть в три раза больше.
Как уточнили в пресс-службе, за I полугодие 2025-го года объем железнодорожных грузоперевозок между Казахстаном и Грузией превысил 159,5 тыс. тонн, что на 67% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Существенная часть этого объема приходится как раз таки на транзитные потоки между странами Азии и Европы.