Как новые санкции ЕС повлияют на грузовые перевозки на европейском направлении?
2 июля 2024 г.17:12
Государственный пограничный комитет Республики Беларусь
На прошлой неделе Совет ЕС объявил новые санкции в отношении России, которые в том числе затронули и логистическую сферу. Так, транспортным компаниям с российским капиталом (более 25%) запрещается работать в Евросоюзе. Причем как можно понять из пояснений, речь также идет о том, что и грузовым автомобилям, зарегистрированным на такие компании, даже если они работают в других странах, запрещается въезжать в ЕС. Сразу опрошенные нами представители рынка отметили, что подобные ограничения не должны сильно повлиять на российскую логистику, поскольку транспортных компаний с российским капиталом в ЕС на данный момент практически уже и нет. Это крупные перевозчики из Беларуси имеют свои филиалы в Европе. Однако через несколько дней стало известно, что те же самые санкции распространили и на Беларусь...
«Те российские транспортные компании, с которыми мы работаем, не имеют юридических лиц на территории ЕС. В целом, и на рынке таких транспортных компаний единицы. Крупные автоперевозчики из Беларуси открыли юридические лица в Европе и используют в том числе и европейский автопарк для доставки грузов, но ограничений для работы таких компаний пока нет. В данном случае мы не видим поводов для паники», — отмечал руководитель отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic в России Евгений Дятлов перед объявлением ограничений для белорусской логистики.
Минимальное присутствие компаний с российским капиталом в ЕС подтвердил и руководитель направления международных автоперевозок NOYTECH Supply Chain Solutions Иван Захарченко. «По нашей информации, компаний с российским капиталом в Европе уже нет и транспортные компании РФ там не работают. Думаю, что есть автоперевозчики, которые создали юридические лица в ЕС, но в них сейчас нет российского капитала. Таким образом, этот пункт в новом пакете санкций никак не повлияет на существующий порядок, когда российские компании не работают на рынке ЕС, а европейские — на российском», — подчеркивал он.
При этом директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев предположил, что российские учредители или совладельцы таких компаний успели заблаговременно передать либо продать свои доли другим владельцам, не исключено, что просто номинальным.
Перед объявлением санкций для белорусских компаний он в целом отмечал, что ограничения для российской логистики не должны как-то сильно повлиять на стоимость перевозок на европейском направлении.
«На фоне общего падения грузопотока из стран Евросоюза мы не ждем особенных проблем с наличием транспорта. А сроки прохождения границы в большей степени зависят от режима работы или закрытия погранпереходов, а также от желания таможенных органов досматривать большее количество машин. Большинство грузов уже и так идет с перегрузкой в приграничной зоне из-за запретов на передвижение фур на российских номерах в ЕС и европейских в Россию. И действующие тарифы уже учитывают этот факт», — пояснял Игорь Чернышев.
Ограничения для белорусской логистики
Но если прицепы и полуприцепы с российской регистрацией уже на протяжении года не могут въезжать в ЕС, то белорусские прицепы и полуприцепы все это время могли использоваться на территории Евросоюза. Однако сейчас, с 14-м пакетом санкций, вместе с запретом на работу компаний с белорусским капиталом вводятся и ограничения на въезд в ЕС белорусских прицепов и полуприцепов.
Впрочем, опрошенные нами представители рынка все равно считают, что и этот факт мало скажется на грузовых перевозках на европейском направлении. Ту немногую номенклатуру грузов, которую еще можно возить из ЕС, просто будут возить с перегрузкой в приграничной зоне. В то время как «действующие тарифы уже учитывают этот факт», повторим слова представителя SOTA Logistic.
«Мы не ожидаем сильного влияния данных ограничений на рынок автоперевозок. В настоящий момент на рынке транспортных услуг по маршрутам «Европа-Россия» наблюдается переизбыток транспорта. Ограничения могут повлиять на бесшовную транспортировку с перецепкой прицепов на границе, но хорошо работает доставка с перегрузкой в пунктах пропуска», — подтвердил и Евгений Дятлов.
В свою очередь, Игорь Чернышев добавил, что в SOTA Logistic в принципе белорусских перевозчиков привлекают только от границы с ЕС после перегруза. «Вопрос в том, какие ответные меры примет белорусское правительство», — заметил он.
Тем более что на белорусский бизнес новые санкционные ограничения точно повлияют.
«Для белорусских компаний это означает, что часть транспорта на прямом направлении «ЕС-Беларусь» не будет востребована и «вымыта» из общего транспортного объема. Это обязательно повлечет увеличение ставок», — считает Иван Захарченко.
Притом что, напоминает он, санкции довольно сильно расширили и перечень товаров, запрещенных к поставкам в Беларусь. «Список санкционных кодов для Беларуси увеличился в 13 раз и практически сравнялся со списком для РФ. Для белорусского бизнеса это означает сильное сокращение групп товаров, которые можно привезти напрямую», — говорит представитель NOYTECH Supply Chain Solutions.
«Альтернативные варианты доставки, безусловно, есть. Но любой объездной маршрут будет значительно дороже прямого. Продажи некоторых товаров могут стать нерентабельными из-за возросших затрат на логистику», — заключает он.