Как можно решить кадровые проблемы в логистике?

12 декабря 2025 г.15:52

Как можно решить кадровые проблемы в логистике?

Изображение сгенерировано с помощью нейросетей

Представители логистических компаний регулярно отмечают, что за последние несколько лет в отрасли существенно обострилась проблема нехватки квалифицированных специалистов. И если раньше речь главным образом шла о дефиците профессиональных водителей грузовиков, то сейчас проблема затронула уже и менеджерское звено. Это можно проследить по соотношению открытых вакансий и откликов на них, а также по росту заработной платы, которая даже опережает ожидания соискателей.

Дефицит кадров в логистике можно объяснить совокупностью различных факторов, в том числе демографической ситуацией, связанной со снижением рождаемости в 1990-х годах, что в принципе отражается на всем рынке труда.

Кроме того, с началом работы в условиях санкционных ограничений повысился спрос на специалистов, которые могут продумать сложные схемы доставки, а также финансовой логистики, а не просто организовать перевозку груза из точки А в точку Б.

В итоге, как, например, сообщалось в прошлом году, соотношение вакансий к резюме в сфере логистики сократилось на 28%. При этом рост предлагаемых зарплат составил 20%, в то время как зарплатные ожидания соискателей увеличились на 14%.

Дефицит специалистов в логистике действительно остро ощущается

«На рынке труда действительно есть дефицит квалифицированных специалистов в сфере логистики — как операционного уровня, так и узкопрофильных менеджеров по отдельным видам перевозок», — подтверждает руководитель отдела логистики АО «Юнитрейд» Кирилл Лахин.

С ним соглашается и директор по развитию YM Trans Group Иван Грошев.

«Кадровая проблема в логистике сохраняется уже много лет. Причем лишь около 5% соискателей имеют профильное образование, остальные — самоучки, получившие опыт на практике. Это, безусловно, отражается на качестве управления процессами», — говорит он.

По мнению Ивана Грошева, отчасти объяснить ситуацию можно демографическим спадом: на рынке не хватает молодых специалистов.

При этом возможности по привлечению иностранных специалистов довольно ограничены, поскольку мигранты из стран Средней Азии в основном заняты в рабочих профессиях, а в соседних государствах, таких как Беларусь и Казахстан, высок собственный спрос на трудовые ресурсы.

И хотя с уходом европейских компаний и переориентации логистики на восточное направление большое количество логистов, наоборот, высвободилось, дефицит квалифицированных сотрудников все равно сохраняется, особенно в клиентских подразделениях — отделах продаж и сервисных службах, отмечает директор по развитию YM Trans Group.

«Любой работодатель подтвердит, что найти сильных специалистов в продажах и клиентском сервисе крайне сложно», — подчеркивает он.

Чтобы решить проблему, необходимы совместные усилия государства и бизнеса, считают опрошенные нами представители отрасли.

«Многие компании, понимая, что это системная проблема, требующая времени и согласованных действий государства и бизнеса, стараются решить ее «здесь и сейчас» за счет собственных ресурсов — через внутреннее обучение, повышение квалификации и значимости сотрудников», — поясняет Кирилл Лахин.

«По этому пути идет и наша компания», — добавляет руководитель отдела логистики АО «Юнитрейд».

Еще острее проблема с водителями грузовиков

«Транспортная отрасль сегодня испытывает острый дефицит квалифицированных кадров, в первую очередь водителей категории Е. Профессия стремительно стареет: средний возраст водителей превышает 45 лет, а приток молодежи крайне низкий», — отмечает генеральный директор транспортной компании Delko Санджар Ашуралиев.

По его мнению, ситуацию можно изменить только через комплекс мер. И прежде всего необходимо повысить престиж профессии: вернуть статус востребованной и социально значимой работы, в том числе через государственные награды и систему профессионального признания.

Одновременно следует принимать меры для сокращения и удешевления обучения, считает эксперт.

«Сегодня путь получения категории Е с нуля занимает около полутора лет, а стоимость обучения достигает 120 тыс. рублей. Это серьезный барьер для молодых специалистов», — поясняет Санджар Ашуралиев, уточняя, что рациональным решением в этом случае может быть компенсация части расходов за счет госпрограмм.

Еще одной мерой может стать введение дополнительных социальных стимулов.

«В частности, одно из предложений — предоставлять водителям тягачей, отработавшим определенный срок в профессии, льготную ипотеку по аналогии с IT-отраслью. Это не только повысит привлекательность работы, но и позволит закрепить кадры», — говорит генеральный директор транспортной компании Delko.

«Конкретные меры поддержки нашей отрасли, инициированные ассоциацией Автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов («АвтоГрузЭкс»), в которой Delko является учредителем, сейчас обсуждаются», — подытоживает эксперт.