Изменится ли действительно что-то в перевозках опасных грузов между Россией и Китаем с принятием дополнительных соглашений?

4 апреля 2024 г.17:33

Изменится ли что-то в перевозках опасных грузов между Россией и Китаем?

Пресс-служба ФТС РФ

В марте этого года в Москве прошло заседание рабочей группы по реализации Соглашения между Министерством транспорта РФ и Министерством транспорта КНР об автомобильных перевозках опасных грузов между двумя странами. Эксперты рассмотрели самые различные вопросы — от расширения номенклатуры перевозимых опасных грузов до порядка страхования транспорта при их перевозке. Однако смогут ли действительно принятые решения повлиять на динамику грузового оборота между Россией и Китаем и каким образом? Чтобы разобраться в этом, мы поговорили с Logistic Manager ГК STALOGISTIC Екатериной Кизенковой.

— Екатерина, эксперты согласовали дополнительный перечень опасных грузов, разрешенных к перевозке между странами, в который вошло более 120 видов товарной номенклатуры. Среди них — изобутилен, пропилен, сера, активированный уголь, соединения бария, муравьиная кислота, металлиловый спирт, аргон и мн.др. Как вы считаете, будет ли это способствовать росту товарооборота или, наоборот, усложнит перевозку каких-то позиций?

— Конечно, в идеале расширение номенклатуры продукции, доступной к перевозке, должно способствовать росту товарооборота между Россией и Китаем. Однако при этом важным остается вопрос возможностей и сроков подготовки инфраструктуры на пограничных переходах. Потому что на данный момент подавляющее большинство грузов доставляется с перегрузкой на границе, пункты пропуска ограниченно работают с определенными классами опасности — и это может существенно сузить выбор маршрутов доставки.

Кроме того, есть нюанс, насколько одинаково китайская и российская стороны понимают каждый конкретный вид товарной номенклатуры опасного груза, допускаемого к перевозке автомобильным транспортом.

Напомню, что Китай не присоединился к ДОПОГ (Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов), поэтому допущение к перевозке каждого отдельного опасного груза в дорожном сообщении с Китаем осуществляется не по кодам UN, как это работает в рамках ДОПОГ, а по классификации, утвержденной соответствующим двусторонним соглашением.

Причем трактовки опасности груза с китайской и с российской стороны могут быть разными. Как следствие, однозначно говорить о перспективе роста соответствующих перевозок преждевременно. Следует понаблюдать, как таможенные органы обеих стран будут трактовать расширенный список опасных грузов.

— Кроме того, стороны договорились способствовать тому, чтобы специальные разрешения на перевозки опасных грузов для российских и китайских перевозчиков оформлялись в течение недели (при условии, если у перевозчика есть правильно оформленный комплект документов). Насколько дольше такое разрешение оформлялось раньше? И как вы считаете, снизится ли в результате сокращения сроков получения разрешений стоимость доставки?

— На самом деле, официальные сроки выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов в России составляют четыре рабочих дня. В Китае такие сертификаты, так называемые By road, обычно оформляются в течение восьми-десяти дней.

Я не думаю, что сокращение этих сроков каким-то образом повлияет на стоимость перевозки, поскольку она в большой степени зависит от получения допущений на перевозку ДОПОГ для российских перевозчиков, наличия водителей с требуемой квалификацией и от рыночной конъюнктуры.

По этим причинам при увеличении спроса на перевозку опасных грузов на первом этапе цена даже может значительно вырасти.

— Стороны также договорились дополнительно проработать предложения по обеспечению приоритетного оформления в пунктах пропуска транспортных средств, перевозящих опасные грузы, чтобы снизить риски безопасности движения. Тем не менее по российским нормам приоритетность не распространяется на процесс ожидания в очереди на заход автомобиля в пункт пропуска, а китайские коллеги ставят вопрос о приоритетном порядке в отношении опасных грузов и на эту часть перевозки. По вашему мнению, если сторонам удастся договориться, насколько ощутимо это сократит время прохождения границы? И, опять-таки, повлияет ли стоимость перевозки?

— Знаете, за последний год проходимость пунктов пропуска на российско-китайской границе и так значительно увеличилась, скопления транспорта встречаются все режеНа скорость прохождения границы в том числе существенно повлияло сокращение нормативов на выпуск транзитных деклараций.

Приоритетность обработки транспортных средств с опасными грузами могла бы ускорить прохождение границы на несколько часов, что, несомненно, хорошо для безопасности движения, но вряд ли это повлияет на стоимость перевозки.

— И последний вопрос. Стороны договорились обмениваться информацией о требованиях к страхованию перевозки опасных грузов в своих государствах и перечне страховых компаний, удовлетворяющих этим требованиям. Облегчит ли это процесс страхования для компаний, занимающихся перевозкой?

— Несомненно, предоставление рекомендуемого перечня страховых компаний значительно облегчит процесс согласования перевозки опасных грузов.