Из-за ситуации в Красном море более чем в два раза увеличились сроки доставки товаров между Россией и ОАЭ

12 апреля 2024 г.15:45

В два раза выросли сроки доставки товаров между Россией и ОАЭ

commons.wikimedia.org

В результате того, что многие морские операторы из-за атак йеменских хуситов в Красном море были вынуждены переориентировать поставки через Суэцкий канал на маршрут в обход Африки, оказался перегруженным крупнейший порт Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) — Джебель-Али. А поскольку именно через него идет до 80% грузового потока в Россию, сроки перевозки товаров между Россией и ОАЭ увеличились в два раза, что, в свою очередь, повлияло и на рост тарифов: по сравнению с прошлым годом, они повысились на 40%. О том, как сейчас выполняются грузовые перевозки между РФ и ОАЭ и каким образом в такой ситуации можно сократить транзитное время доставки товаров, рассказывается в обзоре «ПЭК», подготовленном совместно с компаниями Prime Shipping Agency, STS Logistics, «Лантранс», Neco Line Asia и Pak Shaheen (Pvt) Ltd.

В целом, за январь-март текущего года средний срок морской доставки грузов из ОАЭ в Россию увеличился с 25 до 52 дней — в зависимости от маршрута, погодных условий и загруженности линий, уточняется в обзоре. Так, например, по состоянию на апрель, транзитное время перевозки из Джебель-Али в Новороссийск составляет 45-50 дней, а в Санкт-Петербург — 65 дней.

Рост сроков доставки связан с нарушением логистических цепочек, отмечает руководитель ПЭК: GLOBAL Антон Буянов.

Как пояснил генеральный директор STS Logistics Кирилл Власов, из-за конфликта в Красном море большая часть глобальных морских линий переориентировала поставки через Суэцкий канал на маршрут в обход Африки через мыс Доброй Надежды, что привело к дисбалансу в ритмичности судозаходов.

Из-за сбоев в расписании регулярных рейсов морских линий порт Джебель-Али в ОАЭ столкнулся с заторами при погрузке, обработке и выгрузке судов, добавляет Антон Буянов.

При этом Джебель-Али — один из основных портов Объединенных Арабских Эмиратов, интегрированных в маршрутную сетку большинства морских операторов, подчеркивает Кирилл Власов. Порт является крупнейшим в Персидском заливе и девятым по загруженности в мире. Он обслуживает более 150 судоходных линий с совокупным объемом обработки до 19 млн. контейнеров в год.

Одновременно Джебель-Али остается одним из основных портов ОАЭ со статусом свободной от пошлин экономической зоны (СЭЗ). Как следствие, именно здесь обрабатывается более 80% всех контейнерных грузов, которые следуют в Россию, рассказывает Антон Буянов.

Как уточнила директор по развитию бизнеса Prime Shipping Agency Саният Мустафаева, в результате сбоев в расписании за январь-март срок выгрузки судна в Джебель-Али увеличился с одного до пяти дней, а погрузки — до двух дней. Простои, соответственно, привели к дополнительным издержкам морских линий на доставку и обработку контейнеров, которые они закладывают в ставки.

Таким образом, по итогам трех месяцев текущего года тарифы на морские перевозки между Россией и ОАЭ, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, уже выросли на 40%.

По состоянию на апрель, доставка грузов по маршруту «Джебель-Али – Новороссийск» стоит 2 000 долларов за TEU и 3 000 долларов за FEU, рассказал руководитель отдела по работе с клиентами «Лантранс» Антон Шонин.

По информации компании, на сегодняшний день многие крупные линии приостановили судозаход в порт Джебель-Али и все чаще прибегают к услугам фидеров для забора контейнеров оттуда. Однако это, по мнению экспертов, не окажет положительного влияния на сложившуюся ситуацию.

Какие есть альтернативы?

В целом, как ранее сообщил помощник президента РФ Юрий Ушаков, за девять месяцев 2023-го года товарооборот между Россией и ОАЭ увеличился на 63% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 8,8 млрд. долларов. При этом объем перевозок на направлении продолжает расти ускоренными темпами.

По словам Абдуллы Фарруха, директора Pak Shaheen (Pvt) Ltd (линейный агент Neco Line Asia), категориями-лидерами среди поставок в Россию стали электроника, автомобили, запчасти, смазочные материалы, чай и косметические товары.

Чтобы в нынешних условиях ускорить и упростить доставку между Россией и ОАЭ, некоторые операторы переориентируют часть грузового потока из Джебель-Али на менее загруженные площадки.

Как пояснила Саният Мустафаева, альтернативой, например, может стать порт Аль Хамрия в Дубае, который тоже имеет статус свободной от пошлин экономической зоны. Общая площадь территории морской гавани превышает 20 млн. кв. метров, порт ежедневно обрабатывает большую часть экспортного грузопотока из ОАЭ на Дальний Восток и в Индию.

Кроме того, в Шардже расположен порт Халид, который оборудован 21 причалом для судов и торговым терминалом. Отсюда грузы можно доставить паромами до Ирана, а оттуда по транспортному коридору «Север-Юг» — в Россию.

«Порты Аль Хамрия и Халид работают в штатном режиме, перегруженности не наблюдаем. Поэтому, обрабатывая отправления на этих площадках, компании могут ускорить доставку из ОАЭ в Россию в среднем на 7 дней. Однако важно учитывать, что стоимость обработки контейнеров в этих портах дороже, а тарифы морских линий — на 25% выше по сравнению с доставкой через Джебель-Али», — подчеркивает Саният Мустафаева.

Компании отслеживают каждый этап доставки между Россией и ОАЭ в режиме реального времени. В условиях возможных задержек ПЭК: GLOBAL рекомендует клиентам и партнерам планировать отгрузки заранее, советует Антон Буянов.

При этом и логистическим операторам важно закладывать в транзитные сроки вероятность задержки при доставке, чтобы клиент не столкнулся с финансовыми издержками из-за опоздания товаров, заключает Саният Мустафаева.