Грузы с железной дороги уходят на грузовики?
20 ноября 2024 г.12:50
Росавтодор
Как показывают данные Росстата, по итогам девяти месяцев этого года именно автомобильный транспорт демонстрирует наибольший рост по объему перевезенных грузов — +8,1%. Еще по +3% имеют морской и авиационный транспорт, а вот перевозки по железной дороге ушли в минус. И поскольку общий объем перевезенных грузов увеличился на меньшую величину, чем суммарный рост по трем видам транспорта (+5,5%), можно сделать вывод, что автомобильные перевозки не только взяли дополнительный тоннаж, пришедший на рынок, но и «переманили» часть грузов у железнодорожного транспорта. Чем объясняется такая тенденция и есть ли предпосылки для дальнейшего роста автомобильных грузоперевозок, мы спросили у представителей логистических компаний.
«В последнее время автомобильный транспорт имеет все больше плюсов по сравнению с железнодорожным, особенно при доставке грузов народного потребления. На сети «РЖД» сейчас наблюдается дефицит подвижного состава и нехватка мощностей на станциях. При автомобильных перевозках подобных проблем нет», — поясняет заместитель генерального директора по мультимодальным перевозкам BMJ-logistics Юрий Фиошкин.
По его словам, автомобильные перевозки в принципе лучше адаптируются к меняющимся условиям рынка. Они обеспечивают доставку грузов «от двери до двери» без смены вида транспорта, а потому отличаются более прогнозируемыми сроками доставки.
О сложностях на железной дороге говорит и директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов. Он отмечает, что в последнее время увеличились сроки доставки товаров по железной дороге, плюс к этому — «РЖД» ввели систему приоритизации грузов. В результате, многие клиенты начали переориентироваться на автомобильный транспорт.
Тем более что он «легче адаптируется к изменению спроса в конкретном регионе и может оперативно менять направления доставки», подчеркивает Эдуард Миронов.
«Рост автоперевозок обусловлен их меньшей зависимостью от инфраструктуры в сравнении с железнодорожным и авиационным транспортом», — считает руководитель отдела внутрироссийских наземных перевозок NOYTECH Supply Chain Solutions Али Габидулин.
Так, в частности, авиадоставка имеет существенно большую стоимость. И хотя авиация действительно обеспечивает скорость перевозки, немало времени требуется для погрузочно-разгрузочных операций в аэропортах, что увеличивает общий транзитный срок.
Что касается железной дороги, то она зачастую не справляется с возросшими объемами грузов, которые нужно доставлять из дальневосточных портов в центральные регионы России, особенно в высокий предновогодний сезон, отмечает Али Габидулин.
«Несмотря на то что перевозки железнодорожным транспортом на длинные расстояния дешевле, они требуют дополнительных расходов на доставку до станции и выполнение погрузочно-разгрузочных работ. Помимо этого, из-за маневров на узловых станциях бывает сложно предугадать срок доставки товаров», — продолжает представитель компании NOYTECH Supply Chain Solutions.
По его словам, среднее время железнодорожной перевозки 40-футового контейнера из Москвы во Владивосток составляет около 20 дней, а автомобильный транспорт способен доставить сопоставимый объем груза за неделю.
В свою очередь, директор по логистике транспортной компании Delko Евгений Козырев называет еще один фактор для роста автомобильных перевозок. «Одна из причин — рекордный ввод новой техники в 2023-м году, когда был достигнут исторический максимум в 143 тыс. единиц. Это привело к замедлению роста тарифов на автомобильную доставку в сравнении с темпами увеличения стоимости железнодорожных перевозок», — поясняет он.
Евгений Козырев также подтверждает, что «нехватка железнодорожного подвижного состава сказывается на сроках доставки, которые трудно прогнозировать, особенно в отношении контейнерных перевозок».
Кроме того, продолжает Али Габидулин, сейчас наблюдается снижение среднего объема товарных партий, что повышает спрос на перевозки сборных грузов. «В таких случаях автомобиль одновременно доставляет продукцию сразу нескольких клиентов, что более выгодно с экономической точки зрения», — добавляет он.
Кто дает дополнительные грузы?
По словам Эдуарда Миронова, рост автомобильных перевозок прежде всего обеспечивают сегмент e-commerce и строительный сектор, которым требуется доставка товаров народного потребления, продовольственных товаров и строительных материалов.
«Помимо электронной коммерции, число запросов на автоперевозки увеличивают такие индустрии, как ритейл и дистрибуция (сети супермаркетов, торговые центры), строительство, пищевая промышленность, медицинская и фармацевтическая отрасли», — перечисляет директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России.
А вот объемы транспортировки промышленных грузов увеличиваются медленнее, подчеркивает он. Так, например, перевозка угля и металла все еще более востребована по железной дороге.
Рост продолжится?
В то же самое время представители логистической отрасли обращают внимание на то, что в сфере автомобильных грузоперевозок существует немало своих проблем. Одной из них, в частности, остается нехватка профессиональных водителей-дальнобойщиков. «Даже регулярное повышение зарплат не решает проблему кадрового дефицита», — подчеркивает Али Габидулин.
При этом рентабельность автомобильных перевозок в целом сильно снижается в текущий момент — из-за цен на топливо и стоимости обслуживания автопарка, отмечает Эдуард Миронов.
«Из-за возросшей себестоимости перевозок небольшие транспортные компании сейчас находятся на грани банкротства», — продолжает Евгений Козырев. «Сильное влияние оказывает увеличение утилизационного сбора и ключевой ставки. Для мелких компаний и среднего бизнеса высокие ставки лизинга становится неподъемными», — поясняет он.
«Стоит отметить, что автомобильные перевозки не изолированы от остальных сегментов экономики, где стремительно растут затраты. Фиксация тарифов на год, что ранее было нормой, теперь сократилась до трех месяцев. Тарифы на транспортные услуги будут расти, и вопрос заключается лишь в его темпах и периодичности», — уточняет Али Габидулин.
Он также напоминает о том, что летом этого года Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект о создании реестра автомобильных грузоперевозчиков, что свидетельствует о желании государства усилить контроль на рынке.
«Эксперты считают, что это потребует от бизнеса дополнительных затрат, в том числе на адаптацию IT-инфраструктуры и обучение персонала. Для небольших компаний процесс внесения в реестр может быть особенно сложным, что приведет к увеличению стоимости услуг», — указывает Али Габидулин.
Можно ли преодолеть трудности?
Поддержанию рентабельности транспортных компаний может способствовать повышение эффективности перевозок за счет оптимизации маршрутов, считает Эдуард Миронов.
Для снижения затрат в автомобильной логистике также важна интеграция транспортных компаний с крупными ритейлерами, такими как «Магнит», «Лента» и «Перекресток», отмечает Али Габидулин. «Это поможет сократить время на погрузочно-разгрузочные работы и повысить оборачиваемость транспорта, уменьшив себестоимость перевозок в расчете на километр», — поясняет руководитель отдела внутрироссийских наземных перевозок NOYTECH Supply Chain Solutions.
По его мнению, упростить взаимодействие и обеспечить глубокую интеграцию транспортных систем всех участников рынка сможет единая цифровая логистическая платформа, которая как раз таки сейчас и создается в России.
Летом следующего года в России рассчитывают запустить Национальную цифровую транспортно-логистическую платформу «ГосЛог», на данный момент проводится эксперимент по ее внедрению. Доступ к этой платформе получат все участники грузоперевозок, в том числе операторы различных видов транспорта, складов, логистических центров и т.п., что в том числе облегчит организацию мультимодальных перевозок.
В свою очередь, Евгений Козырев полагает, что отрасли в целом необходима комплексная поддержка от государства, например в решении вопроса кадрового дефицита.
«На наш взгляд, преодолеть трудности развития автомобильной логистики поможет уменьшение расходов бизнеса за счет снижения кредитной нагрузки и регулирования цен на топливо. Иначе придется и дальше повышать тарифы на доставку, что прежде всего скажется на конечном потребителе», — заключает директор по логистике транспортной компании Delko.