Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

ГИБДД намерена ввести для теоретического экзамена балльную систему

5 апреля 2019 г.09:27

ГИБДД намерена ввести для теоретического экзамена балльную систему

Юлия Лоза

ГИБДД готовит нововведения в теоретическом экзамене на получение водительского удостоверения. Экзаменационные билеты будут зависеть от категории, которую хочет получить гражданин. Общее число задач планируют расширить, а для оценки результатов ввести балльную систему: чем опаснее ошибка на экзамене, тем больше штрафных баллов начислят.

Изменения в теоретическом экзамене глава ГИБДД Михаил Черников анонсировал в марте этого года в интервью радиостанции «Милицейская волна», однако тогда ограничился лишь несколькими тезисами. Издание «Коммерсантъ» запросило у МВД разъяснения. В ГИБДД пояснили: готовится новая редакция регламента по приему экзаменов, утвержденного приказом МВД №995. В ведомстве ссылаются на поручение Владимира Путина от 2018-го года повысить требования к сдаче экзаменов.

«Прорабатывается вопрос» увеличения числа экзаменационных задач и их «систематизации в зависимости от категории транспортного средства», рассказали в МВД. Сейчас 800 вопросов разделены на 40 билетов, а билеты, в свою очередь, на два комплекта — для легковых категорий (c M по B) и грузовых (с С по D), однако принципиальных отличий между ними немного.

В рамках нового регламента гражданину, желающему получить категорию А, предложат задачи по проверке знаний управления мотоциклом. Сдающий на права категории СЕ будет решать задачи по управлению грузовиком с прицепом.

В новый регламент, как рассказали в МВД, могут попасть и зарубежные практики: изучается опыт Германии, Великобритании и Норвегии. По действующим правилам на экзамене по «теории» можно совершить всего две ошибки, за каждый промах необходимо ответить еще на пять вопросов. При этом в ряде стран кандидатам на экзаменах ставят баллы. «Кандидат признается сдавшим экзамен, если набрал минимальную сумму баллов или не превысил максимально допустимого количества ошибок, — уточнили в МВД. — В некоторых странах кандидат может получить отрицательную оценку не только в случае недобора минимального числа баллов, но и в случае неправильного ответа на один или несколько вопросов, касающихся серьезных нарушений, связанных, например, с непредоставлением преимущества в движении или с выездом на полосу встречного движения».

Проект нового регламента разместят на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Однако прежде, как отметили в МВД, в ведомстве хотят принять постановление Правительства по объединению «города» и «площадки» в единый экзамен. Напомним: в конце января эту инициативу ГИБДД подвергли критике в Министерстве экономического развития. В ведомстве, в частности опасаются, что введение единого практического экзамена потребует больше времени на его прохождение, а некоторые упражнения в городских условиях вообще трудно выполнимы.

Сейчас составлена таблица разногласий, она направлена в Министерство экономического развития. «В последней версии частично учтены предложения Минэкономразвития, в настоящий момент МЭР продолжает прорабатывать с МВД детали эксперимента (по объединению практических экзаменов – прим.)», — заявили в министерстве. На разработку нового регламента по приему экзаменов может уйти два года, говорит источник «Коммерсанта», знакомый с ситуацией.

Глава Союза автошкол Санкт-Петербурга и Ленинградской области Александр Сальников поддерживает предложения об изменениях в теоретической части экзамена. «В сфере подготовки водителей много нерешенных вопросов. Несовершенство «теории» — один из них, — говорит он. — Будущие мотоциклисты отвечают на вопросы, не относящиеся к вождению мотоцикла: например, что должен делать водитель, если правые колеса оказались на обочине». Сами билеты, отмечает Александр Сальников, в свободной продаже, что позволяет просто зазубрить их к экзамену. Билеты, считает он, должны содержать задачи, проверяющие способность водителя распознать признаки развития опасной ситуации на дороге.

Разработка недостающих комплектов задач не должна быть привязана к планам ГИБДД объединить экзамены по вождению, говорит президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева. Сегодня для 7 из 16 категорий и подкатегорий прав не существует билетов, говорит она: «Будущие водители трамваев и троллейбусов сдают по категориям C и D (грузовики и автобусы), нет вопросов и для водителей автопоездов». Билеты, по которым экзаменуют ежегодно 1,5-2 млн. человек, не имеют правового статуса. «ГИБДД их утверждает, публикуя на сайте, — говорит Татьяна Шутылева. — При этом номера правильных ответов не утверждены, на каком основании выносится решение «сдал» или «не сдал», непонятно. Проведение экзамена и его результаты затрагивают права огромного количества граждан, билеты должны быть нормативным правовым актом».

«Экзамены нацелены на проверку азов подготовки, а в мире применяется система оценки компетенции водителей, то есть умения применять навыки и знания в различных ситуациях, — добавляет Александр Сальников. — Мы пока в этом плане на пещерном уровне».

Отметим, что реформа подготовки водителей ведется с 2013-го года: введены новые категории водительских удостоверений, ужесточены требования к автошколам, усложнены экзамены. Однако ГИБДД все равно считает низким уровень подготовки начинающих водителей: в 2018-м году «теорию» с первого раза сдали 41%, «площадку» — 42%, «город» — 31%.