Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

ГИБДД так и не отказалась от введения объединенного практического экзамена на права

11 января 2019 г.12:28

ГИБДД так и не отказалась от введения объединенного практического экзамена на права

ГИБДД подготовила новую редакцию проекта постановления Правительства с правилами проведения водительских экзаменов. Ранее документ уже вызвал бурную дискуссию и протесты со стороны автошкол. Однако от главной идеи Госавтоинспекция все равно не отказалась: будет введен единый экзамен по вождению вместо привычных «города» и «площадки». Документ закрепляет также перечни обязательных (разворот, обгон, начало движения и остановка на подъеме и спуске) и необязательных (проезд нерегулируемого перекрестка и железнодорожного переезда) упражнений для кандидатов в водители. Замечания по-прежнему остаются у ряда экспертов и Министерства транспорта.

ГИБДД подготовила новую версию проекта постановления Правительства «О допуске к управлению транспортными средствами», который регламентирует, в частности, процедуру экзаменов для кандидатов в водители. Главное нововведение — объединенный экзамен по вождению вместо прежних «города» и «площадки». Обсуждение этой инициативы, напомним, проходит еще с лета 2018-го года. Отмечается, что доработанная редакция Постановления включает 110 предложений, поступивших за полгода от автошкол.

Документ детально описывает схему будущего экзамена по вождению.

  • Тестирование, как и сейчас, начинается с проверки первоначальных навыков вождения (разворот в ограниченном пространстве, заезд в бокс задним ходом под прямым углом, параллельная парковка и т.д.).
  • Проверка проходит на «закрытых площадках и автодромах, территориях с твердым покрытием и ограниченных для движения пешеходов, участках дорог с малоинтенсивным движением, тупиковых участках дорог, преимущественно за пределами жилой застройки».
  • Затем экзаменуемый направляется в условия полноценного городского движения, где у него обязательно проверят умение совершать левый и правый поворот, проезжать нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог, пешеходные переходы, обгонять других участников движения, парковать машину параллельно тротуару, останавливаться и начинать движения на подъеме и спуске.
  • Опциональными (при наличии необходимых условий) будут упражнения: проезд регулируемого перекрестка, проезд железнодорожного переезда, перестроение на двух- и более полосном участке дороге.

В первоначальной версии документа говорилось о том, что при нарушении порядка проведения тестирования результаты экзамена могут быть аннулированы, однако отсутствовали какие-либо разъяснения по поводу того, о каких именно нарушениях идет речь. Теперь прописаны конкретные случаи аннулирования. Например, при удовлетворении жалобы гражданина на действия экзаменатора, который поставил отрицательную оценку на экзамене. Или в том случае, если документы (например, медицинская справка) оказались поддельными.

В ранней редакции также указывалось, что в экзаменационном автомобиле, помимо экзаменатора, может находиться и преподаватель автошколы, владеющий экзаменационной машиной. Теперь такая возможность исключена.

Однако несмотря на доработки, у экспертов остались замечания к документу.

Министерство транспорта высказывало замечания к проекту еще в августе 2018-го года. Претензии к проекту у ведомства по-прежнему сохранились. «Замечания Минтранса России не учтены в полной мере, — рассказали «Коммерсанту» в пресс-службе ведомства. — Вызывают опасения последствия, которые могут возникнуть при проверке отдельных навыков управления грузовыми автомобилями в условиях дорожного движения. Кроме того, предполагается, что отдельные элементы практического экзамена могут проверяться на закрытых площадках или участках с малоинтенсивным движением. Вместе с тем требования к таким площадкам не определены».

Скепсис Министерства транспорта поддержала и президент межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева. «Требования к площадкам останутся только при сдаче мотоциклетных категорий, у соискателей остальных категорий, включая автобусы и грузовики, экзамены принимать можно где хочешь, хоть на льду и в темноте, — говорит она. — Безопасные условия ничем не гарантированы. В этом — потенциал для коррупционной составляющей». Кроме того, отмечает Татьяна Шутылева, если сегодня кандидат в водители может сдать «площадку» и больше к ней не возвращаться, сконцентрировавшись на «городе», то в новой системе при ошибке гражданину каждый раз придется проходить тестирование целиком.

Документ также может ударить по автошколам, использующим дорогостоящие автоматизированные автодромы, говорит генеральный директор челябинской автошколы КАФС Владимир Котров. Сегодня в таких школах результат экзамена на площадке засчитывается как экзамен в ГИБДД, кандидату остается только сдать «город».

Глава Союза автошкол Москвы Александр Ачкасов уточняет, что ГИБДД учла «почти все» замечания, но вопросы еще остались. Например, ранее представители ГИБДД заявляли, что не будут раскрывать экзаменационные маршруты, чтобы автошколы не могли подготовить к этому учеников, однако в текущей редакции проекта норма о публикации маршрутов осталась. «Надеемся, что будет создана рабочая группа по доработке документа», — говорит Александр Ачкасов.

Проверка навыка «обгон или опережение» стала обязательной, а не опциональной — и это хорошо, говорит президент Национального союза автошкол Елена Зайцева.

«Нужно вводить в действие предложенный МВД вариант, потому что весь мир идет по пути усложнения именно городского экзамена, — считает президент Союза автошкол Санкт-Петербурга и Ленинградской области Андрей Сальников. — Основные недочеты документа уже исправлены, а лучшее — враг хорошего».

Проект постановления направлен на оценку регулирующего воздействия в Министерство экономического развития. Напомним, что за последние годы ведомство несколько раз отправляло документацию ГИБДД на доработку.