Если Литва закроет границу с Беларусью, то для россиян, следующих в Калининградскую область, предусмотрят исключения
27 октября 2025 г.17:26

Государственный пограничный комитет Республики Беларусь
Если граница между Литвой и Беларусью все-таки будет закрыта на долгий срок, то граждане России, следующие в Калининградскую область по упрощенному транзитному документу, войдут в перечень исключений. Это следует из заявления, сделанного журналистам представителем МИД балтийской республики Кристиной Беликовой. Правда, для подобных случаев будет действовать только один пункт пропуска — «Каменный Лог/Мядининкай». Вместе с тем пока не очень понятно, что будет с т.н. «калининградским транзитом» грузов, который тоже частично проходит через территорию Литвы.
Напомним: поздно вечером 26-го октября Литва по своей инициатиаве уже в четвертый раз за последние несколько дней закрыла два оставшихся автомобильных пункта пропуска на границе с Беларусью («Шальчининкай/Бенякони» и «Мядининкай/Каменный Лог») и до сих пор не возобновила их работу.
На заседании Комитета национальной безопасности республики было принято решение оставить пункты пропуска неработающими вплоть до 29-го октября. На среду, 29-го октября, назначено заседание Правительства Литвы, на котором будет рассматриваться вопрос о бессрочном закрытии границы с Беларусью.
Правда, если это все-таки произойдет, Литвой будут предусмотрены некоторые исключения. Так, в частности, ранее заявлялось, что продолжится пропуск дипломатов и дипломатической почты, а также граждан Литвы и других стран Евросоюза.
Как можно полагать со слов Кристины Беликовой, границу оставят частично открытой и для граждан России, следующих в Калининградскую область.
«После закрытия границы с Беларусью граждане России, пользующиеся упрощенным документом о транзите в Калининградскую область и из нее, смогут следовать через КПП, который находится в деревне Мядининкай», — пояснила она, подчеркнув, что исключение будет предусмотрено только для россиян с этим документом и только через указанный пункт пропуска.
Таким образом, остается непонятным, что в принципе будет с перевозкой грузов через белорусско-литовский участок границы (войдут ли в число исключений в виде граждан ЕС водители грузовиков из стран Союза) и с т.н. «калининградским транзитом» грузов, основной маршрут которого как раз таки проходит через территорию Литвы.
Правда, после 2022-го года транзит грузов между основной частью России и Калининградской областью через территорию Литвы и так выполняется с определенными ограничениями. Автомобильные перевозки санкционных товаров, например, вообще запрещены.
Однако если транзит через Литву будет перекрыт окончательно, вырастет нагрузка на морскую линию, что потребует увеличения числа паромов (на данный момент между Ленинградской и Калининградской областями курсируют пять паромов) и выделения дополнительных средств на субсидирование морских перевозок, которые без государственной поддержки обходятся дороже автомобильной или железнодорожной доставки.
В целом же, бессрочное закрытие Литвой границы с Беларусью вызовет перенаправление грузовых потоков на пункты пропуска с Латвией и Польшей, в то время как через белорусско-польскую границу могут проходить только грузовики, зарегистрированные в странах ЕС.
Таким образом, перевозчикам из Центральной Азии и Кавказского региона придется использовать маршрут через Латвию или переориентироваться на другие транспортные коридоры, в частности на Транскаспийский маршрут, который, однако, имеет «узкое» место в виде транспортировки через Каспийское море и требует или перегрузки, или использования паромов, что в любом случае увеличивает срок доставки товаров.
Часть грузовых потоков пойдет также и через границу России с Латвией и Эстонией.
