Эксперты: рост акцизов и ставки НДС может привести к скачку цены топлива в 2019 году

8 августа 2018 г.15:28

Увеличение на треть акцизов на топливо и ставки НДС может привести к повторению сильного роста цен на бензин и дизельное топливо, которое произошло в мае этого года. Об этом, как сообщает ТАСС, говорится в исследовании Vygon Consulting.

«В результате принятых Правительством РФ мер ситуацию на топливном рынке удалось стабилизировать. Однако в связи с планирующимся с 2019-го года увеличением акцизов на топливо и ставки НДС с 18 до 20% сохраняются риски повторения ситуации 2018-го года», — отмечается в документе.

Эксперты считают, что разработанный компенсационный механизм в рамках налогового маневра не совершенен и не дает гарантий будущей финансовой стабильности НПЗ и АЗС. Более того, он пока не опробован на практике, поэтому эффективность его применения остается под вопросом.

«При сильных колебаниях макроэкономических показателей он (компенсационный механизм - прим.) неэффективен. Учитывая отсутствие опыта применения подобного механизма необходимо дополнительно проработать его параметры, оценить целесообразность повышения акцизов», — утверждают эксперты.

По подсчетам Vygon Consulting, сдерживание внутренних цен будет осуществляться за счет переработки. В худшем положении оказываются поставщики автобензинов, работающие на внутреннем рынке, а ориентированные на экспорт производители будут только выигрывать.

«В будущем из-за такого перекоса неизбежно потребуются очередные корректировки в законодательстве», — резюмируют аналитики.

Механизм сдерживания внутренних цен

Резкий рост цен на бензин и дизельное топливо в этом году, напомним, во многом был обусловлен несовершенством проводимого с 2015-го года т.н. «налогового маневра», который подразумевает постепенное снижение экспортной пошлины на нефтепродукты с одновременным повышением налога на добычу полезных ископаемых. По мнению ряда экспертов, для недопущения дисбаланса внутренних и внешних поставок нефтепродуктов этот налоговый маневр должен был также предусматривать снижение акцизов на топливо. Однако с 1-го января этого года акцизы, наоборот, были повышены. Предполагалось также их увеличение с 1-го июля 2018-го года.

Пока цена на нефть на международном рынке оставалась стабильной, паритет внутренних и внешних поставок нефтепродуктов сохранялся. Однако после ее роста свыше 75 долларов за баррель экспортные поставки на фоне сниженной экспортной пошлины стали гораздо выгоднее внутренних, в результате чего объемы последних начали сокращаться и возник дефицит, который вылился в рост цен.

Тогда для стабилизации ситуации Правительство пошло на снижение акцизов на бензин и дизельное топливо на 3 тыс. и 2 тыс. рублей за тонну соответственно и отказалось от запланированного с 1-го июля очередного повышения. Кроме того, в Федеральный закон «О таможенном тарифе» были внесены изменения, позволяющие Правительству в одностороннем порядке увеличивать экспортную пошлину до 90%. Механизм повышения будет применяться в случае повторного увеличения экспортных поставок нефтепродуктов в ущерб внутренним.

Считается, что эти меры смогут не допустить резкий рост цен на бензин и дизельное топливо. На данный момент ситуация действительно выровнялась.

Однако с 1-го января 2019-го года вступает в силу «закон о налоговом маневре», который предусматривает снижение в течение 6 лет экспортной пошлины до нуля и повышение налога на добычу полезных ископаемых. С 1-го января также запланировано полуторакратное увеличение акцизов на бензин и дизельное топливо. Так, акциз на бензин пятого класса вырастет на 4 101 рубль за тонну, до 12 314 рублей, а на дизельное топливо — на 2 876 рублей за тонну, до 8 541 рубля.

При этом у Правительства остается, по сути, единственный рыночный механизм регуляции цен на топливо — предусмотренная налоговым маневром возможность повышения экспортной пошлины при 20-процентном росте цен в течение одного квартала.

Эксперты сомневаются, что этот механизм при необходимости сработает должным образом.