Эксперты: Цена на бензин и дизель стабилизировалась, дальнейший рост маловероятен

6 июня 2018 г.13:38

Решение Правительства РФ о снижении акцизов на бензин и дизель, падение мировых цен на нефть и укрепление рубля позволили стабилизовать цену на автомобильное топливо. Тем не менее колебания мировой конъюнктуры могут потребовать дополнительных регуляторных усилий от правительства, чтобы не допустить дальнейший рост цены топлива на АЗС. Об этом сообщили ТАСС опрошенные эксперты.

По данным Росстата, цены на бензин в России в мае 2018-го года выросли на 5,6% по сравнению с апрелем, а в годовом выражении — на 11,3%. С начала года бензин подорожал на 7,2%. Стоимость дизельного топлива в мае увеличилась на 5,2%. Для стабилизации правительство с 1-го июня снизило акцизы на бензин и дизельное топливо на 3 тыс. и 2 тыс. рублей за тонну соответственно. С 1-го июля их могут понизить еще на 700 рублей.

Все опрошенные ТАСС эксперты сошлись во мнении, что цена автомобильного топлива стабилизировалась на текущем уровне, а с учетом активных действий правительства шанс дальнейшего роста стоимости горючего незначителен.

«Экстренное решение о снижении акцизов должно вернуть АЗС на рентабельный уровень и остановить рост цен. Однако колебания мировой конъюнктуры могут внести свои коррективы и поддержание стабильного ценника на заправках до конца года может потребовать дополнительных регуляторных усилий», — сказал старший консультант VYGON Consulting Александр Былкин.

По словам главного редактора агентства «Аналитика товарных рынков» Артема Рахманкулова, дальнейшая ситуация с ценами будет зависеть «от действий правительства, регуляторов и ситуации на мировых рынках, в частности от сделки ОПЕК+».

Аналитик «Финам» Алексей Калачев в свою очередь не исключил и снижения цены бензина с текущего уровня по итогам года.

Почему выросла цена?

Федеральная антимонопольная служба связывает рост цены на бензин с высокой стоимостью нефти при ослаблении курса рубля. Начальник управления регулирования ТЭК ФАС России Дмитрий Махонин сказал ТАСС, что рост стоимости нефти при слабеющем рубле привел к увеличению привлекательности внешних рынков для российских нефтепереработчиков. «Ряд компаний переориентировались на экспорт, особенно в первые месяцы этого года», — отметил он.

Алексей Калачев не согласился с Дмитрием Махониным. На его взгляд, какого-либо недостатка предложения на российском рынке нет. Причины кроются большей частью в росте в начале года акцизов и повышении стоимости нефти.

«На стабилизацию цены нефти сейчас влияет ряд факторов. В том числе усиления рубля, падение цены нефти, а также решения правительства (по акцизам)», — сказал он. По его словам, сейчас компании стараются как можно сильнее снизить цены на АЗС. В частности, в настоящий момент у ряда вертикально-интегрированных нефтяных компаний стоимость топлива даже ниже, чем у независимых сетей автозаправочных станций. Это говорит о довольно жесткой позиции власти по регулированию рынка, считает аналитик.

С его позицией по отсутствию дефицита на рынке согласно и Минэнерго, которое считает, что нефтеперерабатывающая отрасль сформировала необходимые запасы для стабильного обеспечения топливом внутреннего рынка.

Эксперт Александр Былкин сказал, что нефтеперерабатывающие заводы покупают подорожавшую нефть за доллары, по большей цене в валютном выражении им приходится продавать и нефтепродукты. «Это не является проблемой при реализации на экспорт, но на внутреннем рынке долларовый ценник переводится в рублевый эквивалент», — заметил он.

На взгляд эксперта, увеличение цены на нефть и девальвация рубля должны были привести к росту стоимости бензина АИ-92 в рознице на 14 рублей за литр с начала года. Реальное повышение составило всего 4 рубля за счет убытков НПЗ и АЗС. Заводы торгуют с дисконтом на внутренний рынок, недосчитываясь 6 рублей на каждом литре. А заправки продают бензин на 4 рубля за литр ниже себестоимости. Нефтяные компании покрывают убытки за счет дополнительных поступлений от продажи сырой нефти, но независимая розница таким ресурсом не обладает, подчеркивает эксперт.

Что дальше?

Дмитрий Махонин отметил, что ФАС намерена «залить» топливом внутренний рынок и выступает за дальнейшее снижение акцизов на бензин и дизель. «Только это позволит снизить цену оптового рынка, а затем и розничную», — сказал он ТАСС.

Артем Рахманкулов из агентства «Аналитика товарных рынков» добавил, что предложение ФАС насытить рынок нефтепродуктами позволит оперативно повлиять на ситуацию и снизить оптовые цены на топливо.

Во вторник, 5-го июня, сообщалось со ссылкой на протокол совещания, что правительство прорабатывает еще один вариант стабилизации цены на топливо. В частности, вице-премьер РФ Дмитрий Козак поручил Минфину, Минэнерго и ФАС проработать вопрос увеличения вывозных таможенных пошлин на моторное топливо. Другим решением стало поручение принять меры по увеличению объемов биржевых продаж нефтепродуктов.

В аппарате вице-премьера Дмитрия Козака подтвердили подлинность документа. При этом представитель вице-премьера отметил, что вопрос поднятия пошлин обсуждается в комплексе мер по балансировке цен на рынке нефтепродуктов. Ранее Дмитрий Козак сообщал, что крупнейшие нефтяные компании дали гарантии фиксации цен на нефтепродукты по состоянию на 30-е мая, при этом о снижении цен речи не идет. В протоколе отмечается, что ведомствам поручено обеспечить стабилизацию цен на бензин и дизельное топливо на текущих по состоянию на 30-е мая 2018-го года уровнях.