Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к функционалу на весь 2019 год

Эксперты: Одного моста для развития отношений между Дальним Востоком России и китайскими провинциями мало

5 июня 2019 г.09:39

Одного моста для развития отношений между Дальним Востоком России и китайскими провинциями мало

Медиакорпорация Китая

Ввод в эксплуатацию российско-китайского моста через реку Амур, намеченный на 2020-й год, позволит, как считают местные власти, увеличить экспорт в Китай соевого масла, целлюлозы, продукции газопереработки и др. товаров. Кроме того, они ожидают положительный эффект в туристической отрасли. Однако некоторые эксперты, опрошенные ТАСС, сомневаются, что мост окажет глобальное влияние на Дальний Восток.

Строители 31-го мая соединили российскую и китайскую части автомобильного моста между Благовещенском и Хэйхэ. После церемонии вице-премьер, полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев заявил журналистам, что мост повысит рентабельность инвестиционных проектов на Дальнем Востоке.

Ведущий научный сотрудник Северо-Восточного федерального университета (СВФУ), кандидат экономических наук Юрий Данилов также считает, что запуск нового моста будет способствовать дальнейшему росту товарооборота между Россией и Китаем, который в 2018-м году составил 108,3 млрд. долларов. «Также должен возрасти туристический поток, так как упрощается логистика пересечения границы между странами. Естественно, будет и обмен культурными делегациями из КНР и дальневосточными регионами России», — отметил он.

В свою очередь, эксперт российского института стратегических исследований, кандидат политических наук Андрей Губин напомнил, что Россия и Китай до сих пор не осуществили ряд инициатив, способных существенно повлиять на число туристов. «Между нашими странами, несмотря на режим стратегического партнерства, сохраняются ограничения на взаимные посещения. Так, россияне и китайцы могут посещать сопредельные территории только в составе организованных туристических групп либо по визе, что ограничивает поток туристов. До сих пор остаются нереализованными предложения по пропуску личного автомобильного транспорта через госграницу, безвизовому посещению приграничных территорий и ряд других», — указал он.

Андрей Губин подчеркнул, что одного моста для развития отношений между Дальним Востоком России и северо-восточными провинциями Китая мало: «требуется кропотливая, последовательная и системная работа над оптимизацией потоков пассажиров и грузов в обоих направлениях».

Большие планы

Доцент кафедры международных исследований института зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета (СВФУ) Михаил Башкиров, в свою очередь, считает, что мост через Амур будет иметь, скорее, локальное, чем глобальное значение. Он прежде всего нужен для трансграничного сотрудничества Амурской области и Хэйхэ, однако большого влияния на весь Дальний Восток, по мнению ученого, не окажет.

При этом власти Амурской области рассчитывают и на привлечение туристов, и на рост экспорта продукции местных предприятий. Например, предполагается, что существенно облегчатся поставки в Китай соевого масла. Сейчас эту продукцию вывозят в КНР через Благовещенск: летом на баржах и паромах, зимой — по понтонному мосту. «Мост и примостовой логистический центр значительно расширят возможности для экспорта нашей продукции», — заявил губернатор Амурской области Василий Орлов.

«С вводом нового моста мы, прежде всего, увеличим количество дней для экспорта нашей продукции. Ведь сейчас почти три месяца в году мы не экспортируем, так как в межсезонье переправа через Амур отсутствует. В это время мы складируем продукцию и не можем обеспечивать наших покупателей стабильными поставками, что влияет на наши договорные отношения», — отметил исполнительный директор завода по переработке сои «Соя – АНК» Степан Инюточкин. Возглавляемое им предприятие ежегодно поставляет в Китай до 10 тыс. тонн соевого масла под брендом «Жемчужина Амура».

Степан Инюточкин подчеркнул, что ввод моста должен сократить и транспортные издержки. «Появится возможность современно, мобильно и эффективно экспортировать продукцию как минимум в северные провинции Китая, а, возможно, еще в центральную и даже в южную его части», — заключил он.

Василий Орлов также уверен: ввод моста в эксплуатацию положительно отразится на экспорте из региона. По его словам, речь идет не только о поставках соевого масла, но и в перспективе о продукции строящегося в Амурской области газохимического комплекса. «[На предприятии] планируется производство порядка 1,5 млн. тонн полиэтилена и, как следствие, продуктов из полиэтилена, это тоже экспортно ориентированная продукция», — отметил он.

На мост рассчитывают и в соседнем Забайкальском крае: глава ближайшего к Амурской области Могочинского района Анатолий Сорокотягин рассказал, что новый переход может заинтересовать владельцев строящегося на северо-востоке края целлюлозно-промышленного комбината (ЦПК) «Полярная». Собственного моста через Амур, возведение которого обсуждается с 2000-х годов, у ЦПК нет, поэтому продукцию комбината, возможно, будут поставлять в Китай через Благовещенск.

От проекта к стройке

Благовещенск — единственный региональный центр в России, который расположен на государственной границе. На противоположном берегу пограничной реки Амур находится китайский город Хэйхэ. Летом два города связывает паром, зимой — ледовая переправа. Строительство моста между ними начали обсуждать еще в 1990-е годы, но лишь в 2016-м году в Харбине главы Амурской области и провинции Хэйлунцзян подписали концессионный договор, определивший порядок возведения нового автомобильного перехода, сроки и объемы инвестиций. Было оговорено место для строительства: с российской стороны это окрестности села Каникурган в Благовещенском районе Амурской области.

Строительство началось в 2016-м году. Российскую часть возводит компания «Мост», за дороги отвечает ЗАО «Асфальт». Протяженность вантового моста — свыше одного километра, ширина — 14,5 метра. По завершению работ российская часть моста станет собственностью Амурской области, китайская — собственностью провинции Хэйлунцзян.

Как уточнил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов, инвестиции в проект с российской стороны составили 20 млрд. рублей. Отвечает за все совместная российско-китайская компания, которая взяла средства на строительство в кредит у китайского банка под 4,9% годовых. При этом кредит взят в юанях, но договоры с российскими подрядчиками заключены в рублях, чтобы они, по словам областных властей, «не несли риски по изменению курсов национальных валют».

Мост строят по механизму государственно-частного партнерства, который предполагает, что концессионер возводит объект за свой счет, а затем возмещает затраты, взимая плату за проезд. По словам Александра Козлова, окупить затраты планируется в течение 15 лет за счет платы за использование сооружения.

Первый заместитель министра экономического развития и внешних связей Амурской области Екатерина Киреева рассказала, что с вводом моста Дальний Восток получит новую точку притяжения инвестиций. К 2025-му году пассажиропоток здесь должен составить 2 млн. человек в год, ежегодный грузооборот — 4 млн. тонн.