Доставлять грузы в Казахстан с перецепкой или перегрузкой в пути можно только до конца года

27 декабря 2024 г.16:23

Доставлять грузы в Казахстан с перецепкой или перегрузкой можно до конца года

Комитет государственных доходов Республики Казахстан

В Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков (БАМАП) напоминают, что доставлять грузы в Казахстан с перецепкой или перегрузкой в пути разрешается только до конца 2024-го года. С 1-го января 2025-го года ограничения снова должны возобновить свое действие. Правда, ранее в Казахстане планировали продлить послабления еще на 2025-й год, однако на данный момент соответствующий нормативно-правовой акт пока не принят.

Напомним: запрет на доставку грузов в Казахстан с перецепкой или перегрузкой в стране транзита действует с 2017-го года и распространяется даже на местных перевозчиков. По общим правилам, исключением являются только те случаи, когда грузовые операции (перегрузка или перецепка) выполняются на транспортное средство, зарегистрированное в стране первоначального перевозчика.

Вообще, нарушение этих требований грозит значительным штрафом и задержанием транспортного средства.

Однако с 2022-го года на фоне изменения грузовых перевозок между Беларусью и странами ЕС и между Россией и странами ЕС (они теперь из-за санкционных ограничений как раз таки выполняются по схеме перецепки/перегрузки в приграничной зоне, а первоначальный перевозчик, если он из страны ЕС, в принципе не может доехать до Казахстана транзитом через Беларусь и Россию) в существующие правила начали вводить временные послабления.

В целом они выглядят так: перевозчики из стран ЕАЭС (Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения) могут доставлять грузы в Казахстан с перецепкой или перегрузкой в стране транзита при условии наличия соответствующего разрешения, выданного первому перевозчику.

Правда, такие послабления каждый раз вводятся на определенный период и затем снова продлеваются.

Так, в 2024-м году послабления снова вернулись в силу с 10-го февраля, но с ограниченным сроком действия — только до конца года.

Таким образом, на данный момент перевозчики из стран ЕАЭС могут доставлять грузы в Казахстан с перегрузкой или перецепкой в пути лишь до конца 2024-го года. С 1-го января 2025-го года, по сути, запрет возобновится и его нарушение снова будет чревато штрафом и задержанием транспортного средства.

Единственное, в конце ноября этого года в Казахстане на публичное обсуждение вынесли проект документа, который продлевает послабления для перевозчиков из стран ЕАЭС еще на 2025-й год. Однако «до настоящего времени соответствующий приказ не принят и не опубликован», подчеркивают в БАМАП.

Вместе с тем стоит отметить, что весной этого года в Казахстане заявляли, что в принципе рассматривают вопрос о снятии ограничений на доставку грузов в страну с перецепкой или перегрузкой, поскольку они прежде всего отрицательно сказываются на местных перевозчиках.

Как отмечали в Комитете автомобильного транспорта и транспортного контроля республики, на данный момент перевозки по схеме перецепки/перегрузки выполняются не только на европейском направлении (транзитом через Беларусь и Россию), таким же образом грузы забирают от границы с Китаем и Туркменистаном. Кроме того, существуют ограничения при доставке товаров из Афганистана, Пакистана, Украины и др. стран.

Как следствие, ограничения на перецепку/перегрузку, которые распространяются и на казахстанских перевозчиков, снижают конкурентоспособность местных транспортных компаний на международном рынке.

Так, например, доля местных перевозчиков на рынке международных перевозок Казахстана с введением ограничений в 2017-м году снизилась сразу на 20%, однако после того как в 2022-м году стали применять временные послабления она снова выросла на 19%, подсчитали в Комитете.