Дорожная пыль в Москве содержит в 53 раза больше опасного канцерогена, чем в загородных районах

9 июня 2022 г.12:21

В Москве содержится в 53 раза больше опасного канцерогена, чем за городом

Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Ученые МГУ установили, что в Москве содержание в дорожной пыли бенз(а)пирена — канцерогена, образующегося при сгорании автомобильного топлива, — в 53 раза превышает аналогичные показатели для загородных районов. Результаты работы опубликованы в журнале Environmental Geochemistry and Health, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Российского научного фонда (РНФ). В публикации подчеркивается, что в связи с такими показателями возникает необходимость разработки новых способов очистки дорог.

Исследователи в новой работе изучили состав дорожной пыли Москвы как крупнейшего в стране города по развитию дорожной сети. Они собрали 160 образцов пыли во всех районах города с поверхности дорог, а также 33 пробы во дворах, где есть места для парковки автомобилей. Отдельно ученые остановились на анализе содержания в пыли бенз(а)пирена, который выделяется при сгорании топлива, а также с выбросами предприятий. Частицы этого канцерогена легко поднимаются с поверхности в атмосферу и попадают в организм человека через вдыхаемый воздух, а также при контакте с кожей.

«Оказалось, что среднее содержание бенз(а)пирена на территории Москвы составило 0,23 мг на килограмм, что почти в 53 раза превысило его уровень в естественных почвах за пределами города. При этом наиболее загрязненными были дворовые территории, используемые жителями для парковки автомобилей. Здесь килограмм пыли содержал один миллиграмм бенз(а)пирена, что почти в 20 раз выше предельно допустимой концентрации», — говорится в исследовании.

«Столь сильное загрязнение может быть связано с тем, что в условиях плотной застройки на придомовых территориях воздух циркулирует недостаточно активно, и поэтому вещества из выхлопов машин и пыль скапливаются здесь в больших количествах», — подчеркивается в публикации.

Согласно выводам ученых, наиболее загрязненными оказались МКАД и Третье транспортное кольцо — 0,3 мг на один килограмм пыли. На таких магистралях, как подсчитали исследователи, загрязняющие вещества накапливаются в 1,5 раза быстрее, чем в пыли узких улиц, что объясняется большим транспортным потоком.

Кроме того, ученые МГУ выяснили, как на содержание бенз(а)пирена в дорожной пыли влияет ширина улиц и высота домов. Оказалось, что здания, высота которых превышает 20 метров (а это наблюдается примерно для трети московских улиц), способствуют ухудшению качества атмосферы, усиливая аккумуляцию бенз(а)пирена в 1,6 раза.

В соответствии со взятыми пробами наихудшая обстановка по количеству бенз(а)пирена среди районов Москвы наблюдается в Северном, Юго-Восточном, Восточном и Центральном административных округах, где этот показатель превысил норму в 50 раз.

Авторы работы считают, что подобная обстановка в 2-3 раза повышает риск развития у людей онкологических заболеваний, и делают вывод о необходимости разработать новые методы по очистке дорог и, как следствие, по сохранению безопасности городской среды.