Дороги на Дальнем Востоке, ведущие к границе, предлагают сделать платными для грузовиков и автобусов

17 октября 2025 г.11:51

Дороги на Дальнем Востоке, ведущие к границе, предлагают сделать платными

Пресс-служба Правительства Забайкальского края

Власти Приморского края выступили с предложением сделать платными для грузовиков и автобусов автомобильные дороги, ведущие к пунктам пропуска на границе, но только в регионах Дальнего Востока. Считается, что таким образом, с применением концессионных соглашений и привлечением частного финансирования, эти трассы, которые сейчас в большинстве своем находятся в неудовлетворительном состоянии, удастся реконструировать в кратчайшие сроки, поскольку в местных бюджетах средств на эти цели недостаточно. Соответствующий законопроект был внесен на рассмотрение Государственной Думы в конце прошлого года. Правда, до этих пор он еще не рассматривался, а Правительство РФ выступает против его принятия.

Власти Приморского края предлагают предусмотреть для дорог, ведущих к дальневосточным пунктам пропуска, такое же исключение, которое в свое время было сделано для строительства трасс в регионах Крайнего Севера.

В 2019-м году, напомним, вступил в силу закон, который разрешил строить и реконструировать автомобильные дороги на Крайнем Севере с привлечением частного финансирования, в результате чего на этих дорогах можно вводить платный режим движения даже при отсутствии бесплатного альтернативного проезда (единственное, проезд легковых автомобилей и мотоциклов в этом случае все равно должен оставаться бесплатным).

По общим правилам, дорогу в России можно сделать платной только при наличии бесплатной для нее альтернативы.

Подготовленный же в Приморском крае законопроект вводит подобную поправку и для дорог, ведущих к дальневосточным пунктам пропуска с тем, чтобы их можно было реконструировать на частные средства и затем делать платными, но лишь для проезда туристических автобусов и грузовиков.

Как поясняют авторы инициативы, в ноябре 2024-го года президент РФ Владимир Путин поручил ускорить работы по приведению в нормативное состояние дорог, ведущих к пограничным пунктам пропуска, однако обеспечить такие темпы только за счет финансирования из местного бюджета невозможно.

Так, в частности, на территории Приморского края насчитывается пять автомобильных пунктов пропуска, дороги к которым находятся в неудовлетворительном состоянии. При этом в последние несколько лет Китай и Монголия (а именно с ними граничат дальневосточные регионы) стали особо востребованными логистическими направлениями, из-за чего грузовой поток на трассах растет, что, в свою очередь, опять отражается на их качестве.

Однако в региональном бюджете средств на их капитальный ремонт недостаточно.

«На сегодняшний день объем капитальных затрат на реконструкцию автомобильных дорог к пограничным переходам Приморского края сопоставим с дорожным фондом Приморского края», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Исправить ситуацию могло бы привлечение частного капитала с возможностью заключать концессионные соглашения на реконструкцию дорог. Причем, как уточнили авторы инициативы, потенциальный инвестор у Правительства региона уже есть.

Вот только действующее правило по обеспечению альтернативного бесплатного проезда не дает возможности заключить подобное соглашение, поскольку в соответствии с ним отремонтированную дорогу необходимо будет делать платной.

Внесение же в число исключений подъездов к дальневосточным пунктам пропуска (наравне с дорогами Крайнего Севера) позволит привлечь частное финансирование и ускорить капитальный ремонт трасс, что, в свою очередь, сделает путь для перевозчиков более комфортным и будет способствовать наращиванию грузового потока, считают в Приморском крае.

Правда, в Правительстве РФ такую инициативу не поддерживают. Там отмечают, что перевод в платный режим дорог, ведущих к пограничным пунктам, без бесплатной альтернативы вызовет увеличение стоимости транспортных услуг и, как следствие, отразится на конечной цене доставляемых товаров, а также может спровоцировать снижение импорта из КНР, тем более что граница с Китаем проходит только по территории дальневосточных регионов.

При этом Монголия частично граничит с дальневосточными регионами, а частично — с регионами Сибири (Тыва и Республика Алтай). Из-за введения платного режима на дальневосточных дорогах есть риск, что грузовые потоки переориентируются на другие пункты пропуска, которые не рассчитаны на подобную нагрузку.

Стоит отметить, что на данный момент законопроект еще не рассматривался, хотя его первое чтение было назначено как раз таки на осень этого года.