Для восточной ветки транспортного коридора «Север-Юг» обещают установить «благоприятные» ставки

6 февраля 2025 г.16:23

Для транспортного коридора «Север-Юг» установят «благоприятные» ставки

Пресс-служба Министерства транспорта РФ

Для грузовых перевозок по восточной ветке международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг», которая главным образом представлена железнодорожным сообщением, обещают установить «благоприятные» ставки. По крайней мере, это следует из заявления в официальном телеграм-канале Министерства транспорта РФ. В ведомстве сейчас этот вопрос прорабатывают с коллегами из Казахстана, Туркменистана и Ирана — то есть из тех стран, по территории которых проходит активно развиваемый после 2022-го года маршрут.

Так, в частности, накануне министр транспорта РФ Роман Старовойт провел встречу с генеральным директором Агентства транспорта и коммуникаций Туркменистана Мамметханом Чакыевым.

«Стороны обсудили вопросы развития МТК «Север-Юг», в том числе формирование благоприятных железнодорожных ставок», — рассказали в пресс-службе ведомства, подчеркнув, что работа по установлению конкурентной стоимости перевозок по восточной ветке транспортного коридора сейчас ведется «российскими и туркменскими железнодорожниками с участием иранских и казахстанских коллег».

Напомним: восточная ветка транспортного коридора «Север-Юг» проходит по территории России, Казахстана, Туркменистана и Ирана и чаще всего используется для железнодорожной доставки грузов (в том числе и потому, что на других ветках транспортного коридора такая возможность сейчас не предусмотрена: центральная ветка в принципе пересекает акваторию Каспийского моря, а на западной не хватает железнодорожного участка «Решт-Астара» для соединения Ирана и Азербайджана).

Сам же транспортный коридор «Север-Юг», созданный еще в 2000-м году, в своей классической схеме должен использоваться для скорейшей доставки товаров из Индии в Европу, однако после 2022-го года (с введением санкционных ограничений) он приобрел для России не столько транзитное, сколько обеспечивающее выход на страны Азии и Ближнего Востока значение. Кроме того, маршрут открывает для РФ дополнительный доступ к морю — через иранские порты.

Именно поэтому после 2022-го года с российской стороны транспортный коридор «Север-Юг» начали развивать гораздо активнее, чем на протяжении предыдущих двадцати лет, в том числе и с точки зрения конкурентных условий доставки грузов по восточной ветке.

Так, например, где-то на протяжении последних трех лет «РЖД» сохраняют 20-процентную скидку на экспортные и импортные перевозки контейнеров через территорию Казахстана и пограничный переход «Болашак/Серхетяка» между Казахстаном и Туркменистаном (скидка будет действовать и на протяжении всего 2025-го года).

Одновременно льготы по маршруту предоставляют и железнодорожные администрации Казахстана, Туркменистана и Ирана. Еще в конце 2022-го года сообщалось, что в этих странах тоже действуют специальные тарифы на перевозку контейнеров по транспортному коридору «Север-Юг».

Вместе с тем, помимо льготных условий, для развития маршрута также требуется устранение административных барьеров, упрощение таможенного контроля, возможность прослеживания груза, переход на электронный документооборот и пр.