Для проверки водителей: с 1 июля в эксплуатацию ввели «Витрину данных ГИБДД»

1 июля 2022 г.09:48

С 1 июля в эксплуатацию ввели «Витрину данных ГИБДД»

pixabay.com

С 1-го июля в России ввели в эксплуатацию «Витрину данных ГИБДД», следует из соответствующего приказа МВД. Этот сервис, в частности, позволит транспортным и каршеринговым компаниям проверять, не лишен ли конкретный водитель водительских прав и сколько за ним числится нарушений ПДД. Правда, полностью эту функцию обещают реализовать только к осени этого года.

По крайней мере, несколькими днями ранее в комментариях изданию «Коммерсантъ» источник, знакомый с разработкой системы, уточнял, что с 1-го июля произойдет формальный запуск «Витрины данных ГИБДД». Основные функции по проверке данных о водителях (наличие штрафов и действующего водительского удостоверения) будут реализованы чуть позже — к осени.

При этом он рассказал также, как такая проверка будет происходить. По словам источника «Коммерсанта», она будет возможна только с согласия самого водителя: компании необходимо будет через единый портал госуслуг отправить человеку соответствующий запрос, а он, в свою очередь, получив запрос, подтвердит или отклонит возможность проверки.

Как следует из публикации «Коммерсанта», сама по себе «Витрина» с ограниченным функционалом работает с прошлого года как служебная информационная система. С ее помощью, в частности, в Министерстве труда и социальной защиты проверяли автопарк граждан, претендующих на социальные выплаты.

Кроме того, прежде «Витрина» уже использовалась для проверки транспортных средств: по VIN-номеру можно узнать технические характеристики автомобиля, его историю, количество собственников, однако без персональных данных.

Система проверки штрафов до недавнего времени тоже была реализована, однако сведения были доступны только непосредственно самому автовладельцу/водителю.

Вместе с тем с 1-го июля одновременно с «Витриной данных ГИБДД» запускаются в эксплуатацию и еще две подсистемы — «Оперативная выборка данных» и «Надзор ГИБДД».

Первая, как следует из приказа, будет применяться для обеспечения оперативно-служебной деятельности подразделений МВД, а вторая — для автоматизированного осуществления государственного надзора в области безопасности дорожного движения.

Электронные права — к концу года

Вчера, 30-го июня, состоялась также ежегодная пресс-конференция главы ГИБДД России Михаила Черникова, где он в том числе рассказал о ближайших планах ведомства.

Так, например, по его словам, к концу года должны запустить сервис для электронного водительского удостоверения, который позволит предъявлять документ для проверки в виде QR-кода.

Сейчас, напомним, аналогичный эксперимент уже реализуется по электронному свидетельству о регистрации транспортного средства (СТС). В ближайшее время в электронный вид обещают также перевести полис ОСАГО.

Таким образом, у водителя в специальном мобильном приложении будут собраны все необходимые для вождения документы.

Правда, как подчеркнул Михаил Черников, без внесения соответствующих поправок в ПДД даже в таком случае необходимо будет возить с собой «бумажные» документы, поскольку пока Правилами дорожного движения их предоставление для проверки в электронном виде, за исключением полиса ОСАГО, не предусмотрено.

Еще одним важным ближайшим нововведением должен стать сервис электронных договоров купли-продажи транспортных средств. Предполагается, что те, кто оформит договор через портал госуслуг, смогут не посещать ГИБДД для перерегистрации автомобиля.

Как считают в «Коммерсанте», это может быть реализовано благодаря онлайн-обмену данными между ГИБДД и операторами техосмотра (напомним: со сменой собственника автомобиля, если автомобиль старше четырех лет, необходимо пройти обязательный техосмотр): через действующую информационную систему (а через нее передаются и фотографии транспортного средства на ТО) ГИБДД сможет получать сведения для сверки номеров и документов.

Вместе с тем, что касается внесение изменений в ПДД, то сейчас этот процесс приостановлен. После проведения т.н. «регуляторной гильотины» Правила дорожного движения попали в число тех нормативно-правовых актов, которые при внесении изменений должны переиздаваться целиком. Однако в МВД и Министерстве транспорта настаивают, что для оперативности, которая как раз таки присуща сфере регулирования дорожного движения, поправки все-таки должны вноситься без полного переиздания. Последнее усложняет и затягивает весь процесс принятия документа.

На данный момент этот вопрос между различными министерствами так и не решен.